Вместо эпиграфа: Любили офицеры Анну,
играли в фанты и трик-трак…
Они Россию не продали
Они отдали просто так…
Вместо предисловия: Мой дедушка попал в армию Колчака по мобилизации. Обещали через малое время младший офицерский чин (к должности начальника полкового обоза), лошадь и новую форму. Обманули. Пробовал просить - послали матерно. Дед шинель добыл сам, сняв с офицера- «союзника», разагитировал мужиков-обозников и вместе с пятьюдесятью подводами перешел к Фрунзе. Вот такая история.
Таких историй среди уральских, сибирских, поволжских семейств множество миллионов. Война гражданская, между братьями такое паскудное и грязное дело, что в памяти осталась ноющей занозой. Это в центральных районах России Александр Колчак – историческая фигура, герой- воитель, пытавшийся спасти Россию или погубить молодую советскую власть (с какой стороны смотреть). Полусказочный персонаж. У нас же – фигура вполне реальная, ровесник наших дедов и прадедов.
Отношение к нему мягко сказать неоднозначное, даже среди потомков зажиточных купцов и священников. Конечно, советская власть не была ангельской, но то, что творил Колчак и его карательные отряды, в частности генерала Каппеля разумному объяснения не поддаётся. Заградительные отряды с пулеметами в тылу своих войск, расстрелы мирных жителей, унизительные порки целых деревень. Ну не зря же равнодушные к любой власти сибирские мужики не выдержали и подняли партизанское восстание от Екатеринбурга до Хабаровска включительно.
Немножко фактов без комментариев:
1. А. Колчак, при поддержке воинских частей Антанты (англо-америко-французских), сместил более-менее легитимное правительство Учредительного собрания в г. Омске. Арестовал министров и объявил себя Верховным правителем России вплоть до победы над советскими войсками и созывом Вселенского Собора, каковой должен был избрать нового царя взамен пресекшейся династии Романовых.
2. Красная армия, как армия появилась только к концу 1918 года. Через полгода-год она разгромила и Колчака и Деникина, а чуть погодя Врангеля и регулярную польскую армию. За счет лучшей организации, лучшей управляемости и поддержке населения.
3. В фильме Чехословацким корпусом командует генерал Жанно, но корпус не подчинялся Антанте. Он вообще никому не подчинялся, держал нейтралитет, грабил местное население и пробирался домой в Чехословакию, правда через Владивосток.
4.Полным адмиралом (генерал-полковником) Колчак всё-таки не был, и быть не мог. Произвести в звание его мог либо государь - император либо Временное правительство. В документах открытого доступа таких сведений я не нашел. Для диктатора назвать себя хоть адмиралиссимусом, хоть генералиссимусом проблем не было, но всё-таки…
Но зачем ворошить старое, когда такой красивый фильм с заставкой от «ХХ век-FOX» снял для нас режиссер Климчук и прочая кинокомпашка ОРТ. Можно просто смотреть кино и наслаждаться не обращая внимания на мелочи.
Кино дорогое и роскошное. Прямо как «Титаник». Впрочем, отсыл к знаменитому мелодраматическому блокбастеру начинается с первых кадров. Пожилая женщина с яркими молодыми глазами (красавица Боярская – младшая в гриме) с медальоном-напоминанием о юных годах и юной любви. Кончается фильм также – красавицей –старухой с медальоном. «Титаник» - «Россия» - утонул, и спаслись единицы? Да и тех продержали в тюрьмах и ссылках и сейчас не берут сниматься в массовках.
«Это же жена злейшего врага революции!- так говорят режиссёру Бондарчуку (старшему и великому его роль пытается играть младший Бондарчук) и оттесняют от съёмок самого глобального фильма всех времён и народов «Война и мир».
Мелочь: Говорят, что самый главный режиссёр массовку не отбирает, для этого есть ассистенты - помощники. В крайнем случае, он может приказать кому-то из массовки встать ближе-дальше к камере.
Первая мировая Балтика. Морской бой, где все офицеры и матросы в панике, только Колчак (Хабенский, неутомимый борец с темными силами и менеджерами Билайна из прежних фильмов) сидит спиной к двери каюты, смотрит на икону, улыбается и мыслит стратегически. В самый патетический момент отважный командир миноносного дивизиона Александр Колчак совершает чудеса. Сначала контуженный он с одного снаряда разрушает рубку немецкого крейсера, потом читает молитву под вражеским обстрелом и проводит свой корабль, прям над минами. Причем, вражеский пароход враз на мины налетает и разваливается на куски. Конечно, главный герой немного ранен, а вокруг море крови и куча костей. Дивизион потерял пару кораблей (из трех?), но всё равно – ура!!!
Мелочь: Говорят, что в истории морских сражений случая такого не зарегистрировано. Есть случай похожий, в точности до наоборот. Российский крейсер «Новик» налетел на наши мины и взорвался. Жаль, но что делать.
Бал- пьянка высшего офицерского состава. Кто живой - живет, кто убит-убит. Встреча героя и героини. Конечно любовь до гроба и прогулки при луне, и беседы на пляже (на глазах у жены и тещи) и на балу (на глазах мужа). Мы простили бы герою, только вышедшему из боя страсть к милой женщине. Но страсти нам не показывают. Более того, Хабенский, по настоящему рыцарь, мечта каждой дамы. И мил, и весел и под юбку не лезет. Всё замечательно. Любовь, война, море.
Для тех, кто еще не понял, что А.Колчак – Великий воитель показывают подвиг №2 – помощь братцам-пехотинцам. Опять все в испуге и панике и только Он…
В романтических грезах юной Анны Тимериной (героиня Боярской – младщей) все именно так. Она сама придумала себе героя и свято верит в свою любовь. Так и вправду бывает. Такая любовь-страсть быстро загорается и быстро гаснет, или горит, сжигая душу дотла.
Хотя фильм называется «Адмирал», а не «Любовь под огнем» дамы в зале достают платочки и начинают пускать слезы умиления. Дамы не торопитесь – дальше будет еще умилительней.
Какой-то потерянный и жалкий Н.Романов- царь даёт Великому герою аудиенцию и направляет командовать Черноморским флотом в чине вице-адмирала. Александр Васильевич ведет себя крайне невежественно. Обращается вместо «Ваше императорское величество», просто «Ваше-ли-ство» (чего уж не просто «Привет Колька»). И получив иконку в подарок сразу сухо «Могу идти?», даже не поблагодарив толком. Суров к царям артист Хабенский, ох как суров.
На флоте Черноморском – опять чудеса храбрости. Правда теперь он самолеты немцев рогаткой не сбивает, потому что, сидя спиной к двери пишет письма Анне и читает ее трогательные ответы. Так потихоньку и революция пришла с грубыми матросиками, которые плюют на мостовую, расстреливают пачками офицеров и ходят на митинги.
Стоп, друзья. Я уже писал, что гражданская война дело – безусловно грязное. Но эти злые и противные пролетарии – наши прадеды. Они что все были гопотой?
Мелочь: Говорят, что в матросы брали исключительно грамотных людей минимум с начальным образованием, по тем временам корабль - самая сложная техника. Матросы ходили часто в далекие плавания и говорили на двух-трех языках.
Нет, смыла пересказывать фильм. Тем более что дальше все будет по-прежнему. Колчак спиной к двери, смотрит на иконы и молится. Колчак смотрит на портрет Анны и любуется. Колчак грозно осаживает матросов и геройски командует офицерам: «Сдать оружие». Хотя стоп. Судя, по сцене разоружения офицеров на флагмане стоило, только удалить (арестовать) буяна с характерной кучерявой внешностью и мерзкой лыбой и все матросы вновь послушные винтики. Но Колчак топит свою наградную шашку с георгиевской лентой, также как и сам потонет в конце фильма.
Вообще фильм сплошное дежа-вю. Проход корабля через мины - проход поезда через станции-полустанки, освобожденные советскими войсками. Мерзкие ухмылки матросов-рабочих, горестные улыбки крестьян-солдат, случайно разбит бокал с шампанским в первой трети фильма и в конце тоже. Трупы-трупы-трупы всех видов - морских офицеров, офицеров сухопутных, солдат. Кажется, что режиссер нашел однажды (в Иронии судьбы- II), а оператор в «Турецком гамбите» интересный ход и теперь постоянно, до оскомины повторяет, повторяет, повторяет.
Изюминка фильма новое прочтение образа генерала Каппеля. Герой, расстрелявший лазарет с ранеными в Уфе (там, где сейчас парк Якутова). Автор «психических атак» и глава карательных батальонов смерти.
В этом фильме он просто душка в изображении народного артиста Сергея Безрукова. В большой шапке с приклеенными усами – бородой. То ли безумный хоббит, то ли просто маньяк. Ну, уж никак не человек, наводивший мистический ужас на всю страну. Если он действительно был таким придурком, то ему не хирург нужен был бы, а психиатр. Доктор-Айболит из фильма - отдельная песня.
Мелочь: Говорят, что ампутацию конечностей проводят следующим образом. Сначала скальпелем разрезают кожу и мягкие ткани, а уж потом перепиливают кость. В фильме доктор готовит к операции только пилу, будто Каппель мазохист. У садиста генерала и доктор – садист?
У фильма два конца – в одном красиво тонет Хабенский, в другом Боярскую не берут сниматься в кино и она грезит. Скучно.
И всё-таки я не могу однозначно оценить этот фильм.
Плоская игра актеров, при скомканном, каком-то кусочном сценарии, стандартная режиссура и масса абсолютно не нужных спецэффектов (из Иронии судьбы, Дозоров, Гамбита). Слезливые сцены и при этом полное отсутствие чисто нашего, российского излома, надрыва, рубашки в клочья. Таким же точно мог быть фильм о немцах, французах, американцах.
Может быть он снят не для нас? А для тех, для кого Колчак, Наполеон или Юлий Цезарь – давно ушедшие исторические персонажи? Фильм понравиться дамам всего мира и с успехом пройдет в Хорватии, Буркина-Фасо и Таиланде. Соберет много денег и позволит первому каналу купить еще немного попкорновых комедий для утешения нас, разнервничавшихся после просмотра фильма «Адмирал»? Б-г знает.
Вместо послесловия: Почти три дня прошло с тех пор, как я посмотрел фильм. Третий день в разных местах фильм обсуждаем, ругаем, возмущаемся. Вот ведь полная халтура, а из головы не идет. Разбередил мне душу «АдмиралЪ».