С чего начать? Начну с сухой информационной справки:
«1 апреля 2013 года в Уфе на Кирова, 15 таки реально открыли выставку лучших образцов мирового дизайна по версии Тайп директорс клаб. Там же 2 апреля состоялась дискуссия по сообщению И. Байбурина «Брендинг территорий».
Ну и чо? И таких столов кругло-квадратных много было и выставок дизайнерско - рекламных тож не мало. Верно. Но было что-то в течение последних двух дней, что приятно удивило искушенных столичных гостей (в центре президиума).
.
Столичная публика, да ещё связанная тесными узами с мировой лабораторией типографики несколько смущалась поначалу. Чтобы гости чувствовали себя по-комфортней Ильшат попросил студенческо - журналисткую братию активней хлопать в ладошки.
Итак, хлоп-хлоп-хлоп: Александр Казарин – Президент Международной ассоциации дизайнеров России, Ольга Карякина куратор выставки Tape director club? Оскар Фазлыев – руководитель информационно-аналитического управления адм. МО ГО г. Уфа (может быть эта структура, и переименована сейчас, ну да ладно – вы же поняли о чем я), а также к сожалению крайне редко на публике появляющийся руководитель регионального отделения Союза Дизайнеров Башкортостана Марс Ахмадуллин.
И ещё хлоп-хлоп-хлоп: Организаторы выставки - Международная ассоциация дизайнеров (Москва), Международная организация «Тайп директорс клуб» («TDC», Нью-Йорк), Академия наук РБ, уфимская студия «Paradox Box», Союз дизайнеров России по РБ при поддержке Агентства печати и СМИ РБ и администрации Уфы. Соорганизаторами выставки стали - арт-галерея «Мирас», Фонд поддержки и развития науки РБ и Творческий Союз художников РБ.
Отхлопали и сказали дежурные слова о том, как здорово, что все собрались тут и сегодня и что многое нужно улучшать для развития шрифтовой культуры. предложение нашего Айдара Батыра Хусаинова о разработке всеуфимского шрифта одобрено не было.
Впрочем знакомство с выставкой состоялось и московский гость был приятно поражен вниманием городской, а потом и региональной власти (на официальное открытие подошел Марат Газизов) к типографике вообще и к студии Парадокс Бокс в частности.
Однако гораздо интересней стало на следующий день , когда было сообщение-лекция Ильшата Байбурина о брендинге территорий.
Оно конечно к типографике брендинг территорий имеет опосредованное отношение, но раз уж все собрались. Рассказ Ильшата был интересным. Особенно в части забугорной. Знаки забугорные красивые и сделаны по-честному. Потом стало грустно – логотипы Студии Артёма Татьяновича Л. Тоже красивые. Но если цитировать меня то «очень жаль, что такие патриархи дизайна как Эркен К. и Артём Л.
В данном случае несколько недоработали. Логотипы- откровенная халтура и прямое цитирование с брендов туалетной бумаги и архитектурных мастерских». Грустно это. А более всего грустно, что логотипы не прижились в полной мере, не стали частью визуализированного бренда которым гордиться можно и который жить и строить помогает.
В третьей части стола разговор, наконец, зашел, о благословенной Уфе. Присутствующий Ришат Робертович Шакирянов, как создатель и благословитель городских визуальных коммуникаций объяснял молоди откуда что и как пошло, показывал концептульные эскизы на три шурупа. Хотя никто из уфимцев в трезвом и твёрдой памяти не посягнул бы на наше всё. Нашлись всё-таки некоторые эстеты, усомнившиеся в единственности раз выбранного пути. Завязалась даже высокоинтеллектуальная дискуссия.
Однако логотип - лишь визуальная часть многопланового и многогранного образа. А идеология его формирования и уж тем более само содержание отнюдь не ясно. Пошумели, порядили, высказались доценты, дизайнеры, архитекторы, Зарина Гайсина, Мансур, студенты с курсовыми работами, начальник цеха тов. Егорова Ю. И что интересно, все говорили об одном и том же. Все были за – профессиональное сообщество, дизайнеры, представители городской администрации. Все за и никого не против.
Александр Казарин, как гость столичный пытался убедить властных людей, что нужно поддержать (и желательно материально) энтузиазм народа. Потом замолчал, удивившись открытости и демократичности чиновников. Наконец-то кто-то из старых и мудрых предложил идти по домам, а в реальные сроки собрать рабочую группу из профессионалов которая и сотворит чудо. На что Решат Робертович, справившись со своим расписанием объявил 9 апреля днём сбора, а искренне вашему предложил взять на себя секретарские функции. Как в былые времена… но это уже другая история. Ну что ж бренду быть, его визуализации тоже, а значит всё как всегда. Всё только начинается.
PS Александр после круглого стола смог сказать только одно: «Удивительный город, удивительные люди». Пусть и без внятного представления о типографике, но с желанием понять и освоить. С желанием жить
Автор: Михаил Бреслер. фото взято у друзей из PARADOX BOX без спросу