Делать рекламу можно научиться, рекламист – это профессия со своими традициями и уже даже со своим музеем. Это мы узнали, пообщавшись с заведующей кафедрой маркетинга и рекламы Академии комплексной безопасности предпринимательства при БГУ к.с.н. Лилианой Рафиковной Петровой.
– Лилиана Рафиковна, расскажите, как появилась идея создать Музей уфимской рекламы, и самое главное – для чего он создается?
– Как и любая идея, она появилась случайно-закономерным образом: «А давайте сделаем Музей рекламы?» – «Давайте». А теперь я нахожу много предпосылок создания такого музея. Сначала нам Евгений Юрьевич Бикметов, д.с.н., профессор кафедры менеджмента и маркетинга УГАТУ, презентовал уникальный в настоящее время информационный справочник по рекламным агентствам Уфы 1998 года, в котором представлен состав рекламных и медийных агентств, которые стали формировать облик современной рекламы в нашей республике. Затем мы сами, наши коллеги и партнеры начали поднимать личные архивы и приносить материалы для музея. Вот так и вышло, что главная идея музея – сохранить и показать ускользающие моменты рекламного искусства.
– За последнее время ваша кафедра маркетинга и рекламы стала заметной «кузницей кадров», тогда как раньше в рекламной отрасли доминировали только выпускники специальности «связи с общественностью» УГНТУ, УГАИС и кафедры маркетинга УГАТУ. За счет чего был совершен такой рывок в развитии?
– Главными факторами стали знания, новаторский подход, открытость и постоянная работа. Знания помогли определиться с целями деятельности, поэтому сразу же был разработан план стратегического развития кафедры, не хотелось быть «сапожником без сапог». Новаторский подход означает, что мы ищем нестандартные решения в имеющихся возможностях, но если проект по ряду причин «тормозит», то мы его просто доводим до конца и далее ищем новые решения. Открытость означает, что мы стараемся принимать участие во всех общественных мероприятиях, в которых есть общественная польза и интересы сотрудничества. А работа – это, прежде всего, то, что я называю «хочешь навести порядок – начни с себя».
– В системе высшей школы уже начались реформы, связанные с приближением к международным стандартам. Это как-то коснется работы кафедры, и как это скажется на студентах, изменятся ли требования, может, экзаменов и зачетов станет больше?
– Для нашей кафедры такая реформа – скорее, логическое продолжение начатой пять лет назад работы, поэтому сложности, если и возникнут, то, возможно, технического плана (разработка новых учебных планов, согласование схемы аудиторной и самостоятельной работы, подготовка выпускной работы). По смысловому содержанию для нас новаций практически нет, поскольку на протяжении уже нескольких лет мы поддерживаем связь с разработчиками стандартов обучения специальностям «Маркетинг», «Реклама», «Связи с общественностью» УМО МГИМО. Ряд кафедральных решений по подготовке к такому переходу был принят уже три года назад, что естественным образом уже прошло апробацию в практической работе кафедры, и, соответственно, успешные решения мы далее сохраняем как основу учебной и педагогической работы.
Студентов, которые уже учатся, изменения не затрагивают, они обучаются далее в пределах разработанных и действующих стандартов. Вновь поступающие студенты (с 2011 года) будут обучаться по новым стандартам, сравнивать им будет не с чем, поэтому противоречий не возникает. А вот те аспекты, которые касаются собственно выпускников и требований к ним потенциальных работодателей, требуют серьезного обсуждения. Поскольку новые квалификации – бакалавр и магистр – вынуждают нас понять, какая компетенция выпускников необходима для каждого уровня ответственности в организации, как они будут конкурировать на рынке труда, какими нюансами в подготовке следует руководствоваться. Вот хотелось бы на эту тему собрать круглый стол.
– В работе любой кафедры вуза особое значение имеет связь с отраслью, с ведущими компаниями, успешными специалистами, так кафедра может точно знать, готовит ли она актуальных специалистов. Кафедра маркетинга и рекламы «в теме» того, что происходит в рекламной индустрии? Можете ли вы сказать, что не «гоните стандартный продукт», а ориентируетесь на рынок?
– В настоящее время это самая сложная задача, которую мы стараемся решать.
Во-первых, сложились устойчивые стереотипы, что высшая школа (особенно региональная) не дает прикладных знаний, которые можно использовать на практике. Это самый мощный барьер, который приходится ломать. Для нас сложность ломки этого стереотипа заключается в том, что у Башгосуниверситета нет сцепки или привязки к конкретным отраслям или корпорациям, поэтому подготовка на нашей кафедре идет по типу «универсальный солдат», то есть студент должен приобрести навыки и умения, которые он самостоятельно сможет развить и применить в конкретных условиях. Но всегда есть студенты, которые проявляют таланты и умения в специализированных областях: копирайтинг, дизайн, креатив, исследования. Вот наша задача – увидеть такой талант и сохранить его до того момента, когда придет время для специализации на старших курсах.
Во-вторых, многие ошибочно полагают, что мы проектируем нужных специалистов накануне выпуска. Это не так, потому что логика обучения заставляет нас делать это с каждым новым набором, как минимум, за три года до выпуска. Поэтому на протяжении нескольких лет мы устойчиво проводим маркетинговые исследования рынка труда. Это помогает нам не только в большинстве случаев предложить адекватных рынку специалистов, но и в целом увидеть перспективы маркетинговой отрасли и успеть «начать с себя».
В-третьих, поскольку по сравнению с другими вузами мы обучаем и выпускаем меньше специалистов, личностный фактор здесь сильнее работает, студенты лучше осознают себя в будущей профессии, те же, кто не предполагают, что будут работать по данной специальности (такое тоже бывает), приобретают кругозор и уверенность в себе, чувство сопричастности.
– Какой процент преподавателей кафедры можно отнести к «практикам», то есть к тем, кто работали или до сих пор работают в рекламе? – Вот я подсчитала: получается, прямо по формуле компетенции 30% – чистые практики, то есть они совмещают работу с преподаванием, именно они читают дисциплины специализации и формируют профессиональную компетентность; 30% преподают дисциплины профессионального раздела, ведут научные исследования и имеют консалтинговую практику в смежных с рекламой областях, они формируют социальную компетентность; 30% читают дисциплины общей профессиональной подготовки, ведут методическую работу со студентами, они формируют личностную компетенцию.
Так что вполне рационально все устроено. В вопросах работы с практиками есть свои нюансы: необходимо, чтобы специалист был не только профессионалом в своей сфере деятельности, но и имел педагогическую струну. Поэтому мы даже выработали такой прием: педагогическая стажировка на кафедре. Для тех, кто ощутил, что может работать со студенческой аудиторией, возможно дальнейшее сотрудничество, для тех, кто от этого отказывается, мы предлагаем новые форматы работы: в качестве членов жюри, участников обсуждения, тренеров.
– Лилиана Рафиковна, охотно ли компании берут на практику ваших студентов?
– В целом охотно, но и в этих вопросах мы ищем баланс интересов. В настоящее время большинство студентов сами определяются с практикой благодаря неформальным связя м. Но для тех, у кого вполне осознанно идет личная подготовка, мы стараемся предложить сотрудничество с компаниями нашего города, с которыми уже сложились отношения и в которых существует преемственность, поскольку там уже работают наши выпускники, и вполне известны требования к практикантам.
Если студент не может определиться с местом прохождения практики, то мы выясняем его умения и навыки и либо подбираем соответствующее интересам студента место, либо предлагаем повысить умения за счет прохождения практики на кафедре. Иногда студенты прямо приходят и говорят, где они хотят пройти практику, тогда оцениваем, сможет ли данный студент выполнить требования принимающей стороны, это все-таки вопрос репутационный. Но есть и еще вполне щепетильная область. Есть компании, которые рассматривают студента-практиканта как бесплатную рабочую силу и даже позволяют себе шантаж: сделай договор, а мы тебе печать за практику поставим. Для упреждения таких отношений мы проводим собеседование со студентами и объясняем, как надо себя вести, как говорить, и какие вопросы задавать при переговорах о прохождении практики. В ряде случаев это не только помогало своевременно оценить ситуацию, но и ликвидировать возникшие конфликты.
– Есть ли у вас статистика о том, сколько выпускников направления «Реклама» устраиваются по специальности?
– Докризисная статистика была устойчивой по динамике: 75-80% сразу же устраивались по специальности и в течение короткого срока переходили в контингент основных сотрудников, остальные попадали под категорию временно нетрудоспособные (часть ребят уходили в армию, а девушки выходили замуж и были в отпуске по беременности и родам). Сложности всегда возникали с выпускниками специальности «Маркетинг», их стоимость на рынке труда была минимальной, и по специальности редко кто работал, многие уходили в продажи или смежные области (бухучет, госуправление, связи с общественностью). В послекризисный период возникли сложности, связанные с сокращением маркетинговых и рекламных отделов, многим в течение года пришлось менять несколько мест работы, опять же практика испытательных сроков, при которой компании фактически экономят на заработной плате, дает о себе знать не лучшим образом.
– Ежедневно общаясь со студентами, вы видите, кто «случайный человек», а кто, возможно, станет «звездным рекламистом». Дайте совет нашим читателям, кому следует, а кому не следует идти учиться маркетингу и рекламе?
– «Случайные люди» для нас – это те, кто пришел «получить диплом». Формально это возможно: прошел вступительные испытания, учился «удовлетворительно», оплачивал обучение и т.д. Но либо такие студенты вовремя понимают, что не туда пошли и переводятся на другие специальности, либо не заканчивают обучение, потому что нет главного – профессиональной компетенции и видения себя в профессии.
А вот кому не идти в маркетинг и рекламу, сложно сказать. На моем уже десятилетнем опыте преподавания и выпуска специалистов по маркетингу и рекламе устойчиво проявляется один парадокс: «звездные» меркнут, «серые» блистают, и на выходе примерно схожий результат. В этих профессиях должна быть высокая культура знаний, умений, стремление к поиску, постоянное включенное состояние сознания. Ведь мы не только хотим сохранить лучшие примеры маркетинговых и рекламных решений, но и научить их создавать.