|
||||||||||||
РЕКЛАМА |
Мода проходит, искусство остается? Многое уже подвергнуто музеефикации: журналы «Птюч», вкладыши от жвачек, игрушки, аудиокассеты и многие другие артефакты этого необычного времени, которое уже получило устойчивое наименование «бурные 90-е». А меня интересуют более тонкие материи из сферы социального – как изменилось с того времени отношение уфимцев к искусству, к галереям и музеям, к посещению выставок вообще? Глядя на нынешнюю не многолюдность большинства уфимских выставок, я понимаю, что изменилось тотально, но когда именно, и главное, почему?
Начнем с того, что расцвет уфимских галерей пришелся именно на 90-е годы: большинство из них возникло в этот период на волне энтузиазма, когда жажда нового у бывших советских людей была столь велика, что посетители выставок «брали работы наших художников рулонами, как обои» (по воспоминаниям Гульсины Валитовой, галерея «Аймак»). Однако нельзя сказать, что публикой того времени двигали исключительно потребительские интересы: по воспоминаниям всех уфимских галеристов, у тех, кто приходил на выставки современного искусства, отмечался искренний интерес, желание узнать и понять новое, поделиться своими впечатлениями друг с другом. Но к 2000-му году эта эйфория постепенно прошла: галеристы и кураторы, успешно начинавшие карьеру в Уфе, перебрались в столицы, часть галерей закрылась, другие выродились в салоны. Те, которые продолжили свою деятельность, потеряли финансовую возможность вести широкую выставочную деятельность: участвовать в «Арт-Москве» или «Арт-Манеже» (как это регулярно делали в 1990-е годы галереи «Мирас» и «Аймак»), представлять художников за пределами Уфы. А главное, изменилось отношение самой публики к галереям: выставки перестали быть волнующим событием, которое нельзя было пропустить, чтобы не остаться в стороне от новых открытий.
Открытие выставки в галерее «Мирас», 2009.
Многие участники художественной жизни Уфы описывают 2000-е как период спада по сравнению с 1990-ми годами. В интервью 2006 года «Уфимским ведомостям» художник Рим Валиахметов, один из деятельных участников авангардного движения предыдущего периода, на вопрос журналиста:
«Лет семь назад в Уфе кипела художественная жизнь. Постоянно устраивались акции, проводились громкие выставки. Чем объяснить умиротворение последних лет?» отвечает: «Объяснение простое – сейчас все у художников перешло на коммерческую основу. Нужны деньги. А в наше время нужен был авторитет, который только и зарабатывается художественными акциями». (http://vedomosti.journal-ufa.ru/showinf.php?n=3&n_id=181)
Изменения в отношении уфимской публики к искусству отмечается и на примере посещаемости галерей: в 90-е годы выставки были гораздо многолюднее, тогда быть лично приглашенным на открытие считалось престижным. В уфимских галереях были большие очереди на устройство персональной выставки – художники стремились к публичности, потому что чувствовали обратную связь, выражающуюся не только в приобретении работ, но и в неподдельном интересе со стороны зрителей.
Этот ажиотаж чувствуется и в арт-критике. По тому, как главный критик того времени Александр Касымов описывает первые выставки «Новой галереи» (ныне не существует), становится ясно, что это было действительно значимым событием в городе:
«…Но уже одно то, что выставку нам представили, скажем так, озадачивающую зрителя, - прекрасно. В том многоугольнике, в котором появилась «Новая», должен быть высокий уровень претензий не только творцов, но и потребителей культуры. Чужие здесь не ходят, а если все-таки и прогуливаются, то – мимо. (…) Но важнее нам сейчас идея, даже Идея. Вы не пробовали создать галерею? Если хотите спокойной жизни, то не пытайтесь. Это – мучительно трудно. Учредитель «Новой» – СХ Башкирии. Он беден, как… как почтит все творческие союзы. Основное его богатство – престиж. Так вот, чтобы его превратить в конкретное дело, и требуется Идея. Директор салона Ольга Самосюк ухватилась за мысль о культурном центре, о точке, в которой встречаются разноязыкие, разноустремленные натуры».(Касымов А. Критика и немного нежно. – М. – 2007. – С. 408).
В сознании уфимцев среднего и старшего возраста, которых я как-то опрашивала для интереса, та самая «Новая галерея» до сих пор существует как действующая (такая же ситуация и с галереей «Сангат»), ностальгию могут вызывать у людей среднего возраста и некоторые современные выставки, напоминающие атмосферу 90-х:
«Потому что сам по себе проект «Ночь музеев» – это позднесоветский социализм и подъем всего социального и общественного, пришедший из манифестаций кануна 1990-х, в сочетании с энергетикой молодежи рождения кануна 1990-х и ее потребности в чем-то большем и открытом миру, чем тот недокапитализм, который мы зарождали в девяностых» – пишет блогер applexо «Ночи музеев» в уфимской галерее «Х-МАХ».
Ночь музеев в галерее «Х-МАХ», 2010.
Очевидно, что те времена творческой (и покупательской) активности безвозвратно прошли, и если раньше посещение галереи связывалось прежде всего с покупкой произведения искусства (по свидетельствам галеристов, 90-е с каждой выставки раскупалось больше половины работ), то сейчас у людей совсем другие стимулы. Если раньше из-за дефицита товаров найти оригинальный подарок или предмет для украшения интерьера было сложно, то сейчас галереям стало гораздо сложнее конкурировать с магазинами сувениров и разветвленной индустрией развлечений, которые предлагает современный город.
Открытие выставки в галерее «Аймак», 2008.
Поэтому сейчас более важной стала не встреча с произведениями искусства, а встреча с другими потребителями искусства. Как замечает в блоге Альбина Клименко, обозреватель уфимской «Афиши»:
«…Мне одна гламурная дива сказала так: мой стилист считает, что сейчас уже не модно ходить на вечеринки в ночные клубы, сейчас модно на выставки ходить!»
Действительно, на любой современной выставке в уфимских галереях можно заметить представителей глянцевых изданий, делающих фотоотчеты с тем же рвением, с которым ранее они делали их для описания клубных вечеринок. Новый облик этой современной публики образно, но очень точно описал и московский журналист Андрей Боборыкин при описании зрителей одной из недавних киевских выставок:
«…привычно наблюдать в этой очереди достаточно разношерстную публику. <…> … «хипстерских» очков и вечноскучающих лиц псевдоинтеллектуалов больше, чем энергичных старушек и огромных добродушных мужчин в маленьких кепочках…». (http://www.chaskor.ru/article/smeh_i_strah_17148)
Открытие выставки в галерее «Х-МАХ», 2009.
Итак, выставка после 2000 года стала в первую очередь поводом для встреч – недаром постоянные посетители галерей стремятся посетить выставку именно в день ее открытия, чтобы застать максимальное количество людей. А вот что будет после того, как посещение выставок выйдет из моды, вопрос остается открытым…
|