При размещении наружной рекламы, как правило, не учитывается месторасположение рекламной установки, и количество людей которое может увидеть ваш рекламный щит. Впервые в г. Уфе была проведена такая работа силами студентов Дмитрия Атаева и Виктора Любцова (БАКБП БГУ кафедра маркетинга и рекламы). Сейчас это уже дипломированные молодые специалисты. Исследование-часть дипломной работы одного из них. Суть исследования. Было задействовано 30 человек, которые в одно и то же время, в течение часа (утро, обед и вечер) стояли у определенного рекламного щита и считали количество прохожих, проехавших машин и маршрутных транспортных средств. Потом все данные суммировались, бралось среднее количество, и подсчитывалась эффективность. Исследование проводилось по четырем районам: Проспект Октября, Центральный рынок, Сипайлово и Инорс. Расчёты проводились касательно щиты разных рекламных агентств: Вся Башкирия, АртМастер, УфаНеон и д.р.Итак, рассмотрим подробнее пример подсчета эффективности наружной рекламы, в конкретном районе – Центральный рынок.В данном месте, в центре проезжей части, расположена рекламная установка с четырьмя щитами. Визуальных преград не имеет, щиты расположены достаточно высоко и поэтому хорошо видны, как прохожим, так и проезжающим машинам (с учетом среднестатистической видимости щита по г. Уфе – 50-
100 м
., т.е. время видимости щита 3-5 сек.). В обед, за час, прошло 7540 человек, проехало 4600 машин. Из них, 3772 легковые авто и 828 маршрутных транспортных средств (далее маршрутки), включая электротранспорт. Маршрутные транспортные средства подсчитывались отдельно. Из общего числа машин, вычитаем маршрутные транспортные средства и получаем количество легковых автомобилей. Подсчитываем количество людей находящихся в легковых авто и маршрутках. Среднее значение человек в легковом автомобиле - Кср:
Кср = Клег х 1,5,
где: Клег – количество легковых автомобилей;
1,5 – среднее значение человек в легковом автомобиле. Получаем, 5658 человек проехало в 14.00. в легковом транспорте.
Среднее значение человек в маршрутном транспортном средстве - Кср:
Кср = Кавт х 36,3,
где: Кавт – среднее значение маршрутных транспортных средств,
36,3 – среднее количество пассажиров в одном маршрутном транспортном средстве.
Итого-30056,4 человека проезжает за час в маршрутных транспортных средствах.
Теперь складываем среднее количество человек утром, в обед, вечером
= Кутро + Кобед + Квечер,
( Кутро, Кобед, Квечер – количество человек прошедших и проехавших около рекламной установки.)
Всего– 43254,4 чел, которые находились поблизости или проходили около данной рекламной установки. Это число людей говорит о том, что они могли просто находиться поблизости, но не говорит о том, что они увидели данное рекламное сообщение.Таким же образом подсчитываем количество людей утром и вечером. Утром число прохожих составляет 8200 человек, проехавших машин 4700 и маршруток 1190. Как правило, количество людей утром и вечером больше, чем в обед. Потому что в это время все в основном идут на работу, а вечером с работы. Получаем 3510 легковых авто, умножаем на 1,5. Таким образом, 5265 человек проезжает утром в легковом автотранспорте. В маршрутках 43197 человек (1190х36,3). Теперь складываем значения числа прохожих – 8200, человек в легковых авто – 5265 и в маршрутках – 43197 и получаем общее число людей – 56662 чел находившихся в этот момент вблизи от рекламной установки. Вечером число прохожих составляет 8400 человек. Общее число проехавших машин 4680. Из них 3360 легковых авто и 1320 маршруток. Умножаем количество легковых авто 3360 на 1,5 и получаем, 5040 человек проезжает вечером в легковых авто и 47916 в маршрутных транспортных средствах (1320х36,3). Складываем значения числа прохожих – 8400, человек в легковых авто – 5040 и в маршрутках – 47916, получаем общее число людей –61356 чел.Мы подсчитали количество прохожих и проехавших людей около данной рекламной установки. Выяснили и поняли, почему утром и вечером количество людей больше, чем в обед. Теперь нам необходимо подсчитать эффективность размещения рекламы в данном месте. Эффективность размещения подсчитывается следующим образом. Необходимо найти среднее значение человек в день. Мы берем среднее значение общего числа людей, находившиеся вблизи от рекламной установки, утром – 56662, в обед - 43254,4 и вечером – 61356. Сумируем эти числа, делим на 3 и получаем – 53757,5 человек – среднее значение людей утра, дня и вечера, находившихся вблизи от рекламной установки. Это число умножаем на 12 часов (т.к. именно это минимальное количество времени будет поддерживаться постоянный поток людей за сутки) –645090 человек в день находится вблизи рекламной установки т.е.:
=
,
где, ∑чел - среднее количество человек утром, в обед, вечером;
12ч – время, в течение которого сохраняется средний постоянный пассажиропоток и количество пешеходов.
Из этого числа по закону Парето, который гласит, что 20% потребителей, потребляет 80% товара.
Эффективность наружной рекламы рассчитывается из 20% от общего числа пешеходов, водителей и пассажиров общественного транспорта, проезжающих мимо объекта – Эф:
Эф =
,
где: ∑чел - среднее количество человек в день
Условно полагаем, что 80% человек не увидели рекламное изображение. Получаем, 129018 чел в день обратили внимание на рекламное изображение.
Следующий критерий оценки эффективности рекламы – это цена одного контакта. Она показывает, какое количество денег затрачивает рекламодатель на одного потенциального клиента, размещая рекламу на щитовой установке. Цена одного контакта рассчитывается по формуле – Ц к:
Ц к =
,
где:
– месячный бюджет рекламной кампании (средняя цена размещения рекламы на щите на Центральном рынке – 20000, это число делим на 30, т.к. необходимо подсчитать цену в день);
Эф – эффективность наружной рекламы.
Цена одного контакта – 0,005 руб/чел в день.
Затраты на привлечение одного потребителя - Зпотреб:
Зпотреб = Ц к х 10,
10 – минимальное количество визуальных контактов, необходимое для запоминания рекламного сообщения (так как, человеку, с точки зрения психологии, необходимо 10 раз увидеть рекламное сообщение, чтобы оно отложилось в памяти, и была узнаваемость торговой марки).
Размещая рекламу на Центральном рынке рекламодатель затрачивает 0,05 руб. на привлечение одного потенциального покупателя. (Для рекламодателя будет приятно сравнить цену дохода со среднего чека и затраты на одного клиента).
Проспект Октября (в районе ост. Спортивная). Количество маршрутных транспортных средств достаточно много – до 1800 потому, что Проспект Октября является “красной линей”, т.е. большинство транспорта проходит именно через Проспект Октября, а соответственно показатели людей увидевших рекламу, должно быть высоким – 133696. И таким образом, рекламодатель затрачивает 0,05 руб/чел в день, при размещении рекламы на щите. Так как, поток прохожих и машин почти одинаковый на всем протяжении Проспекта Октября. Эти данные могут быть применимы к установкам находящимся на других участках Проспекта Октября (от Аграрного до Б.Славы)
Инорс. Эффективность рекламы здесь составляет – 19471,36 чуть выше, чем в Сипайлово. Цена одного контакта - 0,040 руб/чел в день. Затраты на привлечение одного потенциального потребителя – 0,40 руб/чел в день
Сипайлово. Исследование проводилось на углу улиц Жуково и Б.Бикбая. Эффективность рекламного контакта - 23065,6. Цена одного контакта - 0,028 руб/чел в день. Затраты на привлечение одного потенциального потребителя – 0,28 руб/чел.
Затраты на привлечение одного потенциального потребителя в руб/чел в месяц: Центральный рынок – 1,5, Проспект Октября – 1,5, Сипайлово – 8,4, Инорс – 12 руб/чел в месяц.Теперь, когда Вы ознакомлены с современной методикой подсчёта эффективности рекламный щитов, может профессионально бронировать места под размещение наружной рекламы с учётом исследований, а не только личных пристрастий Заказчика и процентов скидки.