Во-первых, в отношении обеспечения информационной безопасности банковской системы, во-вторых, в отношении профессиональных стрессов менеджмента, попытались дать ответы докладчики двух сессионных заседаний («Обеспечение информационной безопасности банковской системы РФ» и «Стандарты качества банковской деятельности») на второй день конференции «Банки. Процессы. Стандарты. Качество».
В ходе самооценки информационной безопасности банков были выявлены следующие моменты. Основной проблемой, как ни парадоксально, выступает сам рабочий персонал. И каким бы техническим оснащением не владел банк, самый ценный и уязвимый элемент банковской информационной системы – его пользователи. Сотрудник имеет доступ к базе данных, Интернет, а тут от вируса или отлынивания от прямых рабочих обязательств совсем недалеко. «Можно сколько угодно тратиться на технику и обеспечение, но если не работать с персоналом, то он в итоге и даст нам этот 61% всех рисков, связанных с информационной системой банка» - сказал Андрей Грициенко, нач.службы информационной безопасности банка ОАО «Возрождение». Для выявления непорядочных или ленивых сотрудников, создана специальная система «Антарес - ПРО». Сотрудник регионального филиала вставляет флешку в компьютер, или выходит на сайт одноклассников, через три секунды, головной офис в Москве уже об этом знает, посылает сигнал тревоги начальнику отдела информационной безопасности регионального отделения, а тому уже нескучно будет расправиться с бедолагой.
Подобные системы Главное управление безопасности и защиты информации Банка России планирует стандартизировать и сделать обязательными компонентами для всех банков. Но это слишком кардинально. Оптимальным способом повышения информационной культуры сотрудников является тренинг. А вот здесь уже сами руководители должны давать добро и выкраивать время и на проведение обучающих семинаров.
Особое внимание, по словам Даниила Сандлера, зам.генерального директора ОАО «УРСА Банк», «следует уделять психологическому аспекту менеджмента в банковской системе». Причем не только внутри организации, но и при построении отношений с клиентами, начиная создания хорошей атмосферы в рассчетно-кассовых центрах до введения переговоров с потенциальными вкладчиками. Руководством банка по праву оценивает роль пропаганды, посему воспитывают менеджеров профессионально и идеологически! «Трудно работать с людьми, которые не любят свой банк!»
Помимо этого обсуждались вопросы стратегического управления, бизнес-планирования в банке, применения опыта ведущих международных банков применительно к российским. 7 февраля завершилась официальная часть конференции, 8 февраля для гостей конференции состоится экскурсия по городу, а после открытое первенство Банка России по горнолыжному спорту. Говорят, что пожелания и разработки прошлой банковской конференции были учтены при формировании концепции банковского развития региона на 2007 год.