Карта сайта
Обратная связь


РУФА.ru / Статьи / Релакс / Ночь музеев в Х-МАХ

Ночь музеев в Х-МАХ

В этом году наша Ночь музеев пройдет в рамках Года Финляндии в России. При поддержке финского посольства мы пригласили в Уфу фотохудожника Яна Кайлу. Он не только привезет два фото- и один видеопроект, но и прочитает лекцию для всех желающих. Таким образом, Ночь музеев в «Х-МАХ» продлится два дня – 17 мая состоится открытие выставки «СССР – следы присутствия», а 18 мая можно будет послушать рассказ автора, после чего зрители смогут продолжить осмотр выставки.

В своей лекции Ян Кайла будет рассказывать о репортажной съемке в России в середине 90-х годов. А также о своем сотрудничестве с советскими концептуалистами: фотографами, живущими сейчас за пределами России – Игорем Савченко (Минск) и Борисом Михайловым (Киев).

«Проект «СССР – следы  присутствия» знакомит русского зрителя с особым направлением современной финской фотографии – концептуальным фотодокументализмом. Творчество Яна Мартти Кайла, признанного в Европе мастера  репортажной фотографии, выразительный пример этого явления, сформировавшегося в Северной Европе в середине 1980-х годов.    Именно в этот период рубежа 1980-х – 90-х годов  финский фотограф Ян Кайла отказывается от роли «пассивного фиксатора» реальности и начинает  формировать своё отношение к выстраиванию кадра как метафорического высказывания, дополняя фото текстом, звуком, видеопроекцией. Фотография в контексте такой репрезентации,  уже перестаёт быть  событийной констатацией, перемещаясь в категорию «ассоциативной провокации». И, в этом отношении, «русская тема» оказалась наиболее интересной и плодотворной для финского автора. Отчасти потому что  объективные перемены  жизни в России стимулировали этот интерес.

Но тому причиной прежде всего факты собственной биографии Я.Кайла : в конце 1980-х он переезжает жить в окрестности Хельсинки и оказывается в Порккала - месте бывшей дислокации в 1944-56 годах частей Советской Красной Армии. Советские солдаты давно ушли, да и СССР уже в прошлом, но ещё долго возвращающиеся в родные места финны находили на своей земле «русские предметы» - следы незримого советского присутствия.Эти странные артефакты отсутствующей жизни подсказали идею создания двух концептуальных фотопроектов - «Дневник комсомольского активиста» и «150 русских объектов», ставших своеобразной  документацией «отсутствующего присутствия». Мифического присутствия «чужого» на «своей» земле. Проблема взаимоотношений «свой» и «чужой» наиболее актуальна сегодня в мире как в социально-этическом, так и в эстетическом контекстах.

Ян Кайла по-своему решает её, пристально рассматривая отчуждённые от образа «солдата-оккупанта» предметы, лишённые своих прежних функций и смыслов, а вместе с ними – принадлежности к чему-то враждебному. Исключённый из повседневности предмет становится нейтральным, его интересно рассматривать как пластический объект, содержание которого мы свободно домысливаем, тем самым, присваивая его себе.

Другая часть экспозиции посвящена репортажным поездкам Яна Кайла в Россию в начале 2000 годов. Идея фотоинсталляции «Вторая смерть» возникла как попытка переосмысления образов русских православных надгробий, увиденных в Санкт-Петербурге в 2006 году. Предметом его интереса стали лица людей, сохранившие на снимках живость эмоций, выразительность характеров, свежесть молодости, пока они были ещё живы. На снимках были изображены люди разных эпох, сословий, национальностей, некоторые из которых умерли от старости, а кто-то в расцвете молодости и даже в детстве.

«Прогулка по русскому православному кладбищу оставила в душе тревожный опыт: люди на надгробных фотографиях смотрели на вас прямо и пристально, как будто в знак приветствия – мы здесь!» - вспоминает Ян Мартти Кайла. – « Тогда я подумал: фотоснимок это «вторая смерть» человека, так как в следующий миг человек уже изменился, стал другим, прежний в нём «умер». Мне захотелось создать монументальные портреты этих лиц, запечатлённых на старых снимках и постепенно стирающихся с разрушающейся поверхности старой фотобумаги».

В работе над этим проектом Ян Кайла отснял более полутора тысяч надгробий, из которых выбрал пятьдесят наиболее выразительных кадров. Его главной целью был не социологический анализ увиденного, а создание комплекса работ, которые бы продемонстрировали монументальную остроту фотографии. В работе над этим проектом ему пришлось соединить выразительность традиционного плёночного фото с цифровой съёмкой и компьютерной графикой, чтобы лучше выявить эстетическую идею каждого отдельного кадра.

Елена Шипицына, куратор проекта, арт-критик, член Международной ассоциации искусствоведов (АИС).

 

Финский фотохудожник Ян Кайла в 1997–2002 годы прошел обучение в рамках докторской программы Финской академии изящных искусств. Тема его докторской работы, законченной в 2002 году, – «Фотографичность и репрезентация в современном искусстве». С 1980 года Кайла участвовал в групповых и персональных выставках во многих европейских странах, в России, США, Японии и Южной Корее. У выступавшего в качестве куратора Яна Кайла есть публикации по визуальному искусству и фотографии.

С 1980 по 1990 год Кайла на постоянной основе или по приглашению преподавал и читал лекции в нескольких скандинавских школах фотографии, включая Университет искусства и дизайна в Хельсинки и Школу фотографии. В 2001 году его избрали профессором фотографии Эстонской академии искусств, а в 2004 году он был назначен профессором художественных исследований и руководителем докторской программы Финской академии изящных искусств. Со времени защиты своей докторской работы Кайла регулярно публикует работы и выступает с лекциями по теме художественных исследований. Помимо этого, Ян Кайла осуществлял оценку образовательных программ в области изящных искусств в Эстонии, Швеции, Норвегии, Германии, Австрии и Ирландии и выступал с лекциями по исследованиям в области искусства в США, Франции, Германии, Венгрии и Латвии.

 



Поместить ссылку в
LiveJournal
Facebook
Twitter
ВКонтакте
Блоги Mail.Ru