То ли дух здесь какой-то другой, то ли географическое расположение оказывает влияние
(город стоит на границе сразу 4 регионов - Башкирии, Удмуртии, Татарстана и Пермского края)…
Собственно говоря, и построение рынка в нашем городе другое…
«Непаханое поле»
Никогда не забуду как в 2003 году к нам приехали уфимские заказчики – двое крепких дядек на джипе с большими «прессами» наличности: они собирались у нас большой торговый центр строить, но «задушили» их благие начинания… Так вот: они, пожив несколько дней в Нефтекамске, заявляются с очумевшими глазами и говорят «мы офигели какой у Вас народ денежный, сидят в своих особняках на золотых унитазах, ловят золотых рыбок, НО к бизнесу относятся «спустя рукава» – КАК ОНИ ЗАРАБАТЫВАЮТ?» Сей парадокс, действительно, непонятен в общих чертах! Даже местные дельцы бизнеса, являющиеся главными героями этой картины, сами не могут дать на это ответ… или не хотят? ))) У большинства наших Заказчиков торговля идет просто по инерции «купил-продал-купил». Хотя, надо признать, немалая доля тех, кто понял, что жизненно необходимо следить за веяниями рынка, необходимо позиционирование и хорошая реклама… В целом, на рекламном рынке становится видно, кто ответственно работал на Клиента и помогал ему, а кто тупо снимал сливки, абы как делая картинку всех цветов радуги (зато «ярко!»). Первые укрепили позиции и доверие Клиента – что в нашем бизнесе ОЧЕНЬ ВАЖНО! Вторые все чаще закрывают конторки или перепрофилируются в занятие ремонтом и отделкой (что, в принципе, у них тоже получается не очень…)
p.s. по теме: забавное замечание от вышеупомянутых уфимцев. Буквально в первый вечер, они решили почувствовать себя свободно и вольготно, и прогуляться так простенько по улицам Нефтекамска. Рассказывают: «Взяли пивка и спрашиваем у девушки «а где у Вас тут можно орешки к пиву купить?» - «А вон там за углом в бутике…» - «Где?!!!» «В бутике за углом!» БУМС! Мы слыхали, что в бутиках можно престижно так одежду купить, но чтобы орешки-и-и-и…!» Короче, дядьки были в шоке! Просто когда в городе появился первый коммерческий рынок, его хозяйка каждый павильон обозвала «бутик», с тех пор на каждом рынке у нас бутик… Семечки от «Dolce & Gabanna», тельняшки от «Искожа» )))
Игроки на рынке
В целом, рынок достаточно развит… в плане сбора денег. Но, на мой взгляд, не совсем в плане качества. С этим, думаю, согласятся те, кто действительно хочет рынок сделать грамотным. Сам много раз слышал от некоторых коллег, что «бесполезно тратить время на воспитание Клиента». Но потом от них же про «бестолковых рекламодателей»! Ну, вообще, последние лет 5, Клиент тянется за советом, прислушивается (хотя и медленный это процесс). Перейдем к рынку. Тут лучше разделить на периоды:до 2000 года…Вообще, собственно с нее и начался рекламный бизнес. В 1997 году появилось РА «Новый Стиль» при самой крупной тогда фирме города – фирме «САН». Параллельно (ну даже раньше, но как-то по рекламе было пусто, а мы говорим о рекламе) появились первая телекомпания «АРТ-ТВ» и газеты «Вечерний Нефтекамск» и «Контакт». Летом 1999 года костяк «Нового Стиля» распался и появились новые конторы ПО «Рекламные технологии» (которые также занимались «наружкой») и студия рекламы «Апельсин» (которая занялась видеорекламой и дизайном, но через несколько месяцев закрылась, т.к. рынок не был подготовлен к отдельным услугам в области разработки рекламы)
после 2000-го и по сей день:
НАРУЖКА: если до 2000 года, «наружка» зарабатывала только вывесками и табличками, то ситуация изменилась и город оброс щитами. «Рекламные технологии» и «Новый Стиль» ушли в историю… Сейчас крупные игроки на рынке: «Гориздат», РП «V.I.P», РА «Мельница» и радиокомпания «Триал» (которая продает довольно большое количество поверхностей наружной рекламы)
ПОЛИГРАФИЯ и СУВЕНИРКА: наряду с усилившей мощности и переехавшей в новое здание городской типографией, в Нефтекамске имеют большой вес тот же «Гориздат» и то же РА «Мельница».
ТЕЛЕВИДЕНИЕ: это то же «АРТ-ТВ», которое до 2004 года оставалось единственным местным ТВ. В 2004 году из небольшого рекламного бюро «ДЕЛО» вырос медиахолдинг «ДЕЛО», который продает рекламу на Первом канале, канале «Россия» (с вещанием практически на весь север республики) и «БСТ» (который имеет корпункт «БСТ-Нефтекамск», выпускающий местные новости и программы). Работает небольшое агентство «Поколение Next», продающее рекламу на «ТВ-Центре» (эфир) и «ТНТ» (в кабеле), но охватывает вещанием не весь город. Отдельно работает наша студия «Тайга Production», специализирующаяся на производстве рекламного видео (ранее это и было рекламное бюро «Дело»).
РАДИО: об fm-станциях нефтекамцы мечтали долго. И две из них появились практически одновременно! «Русское Радио» и «Европа плюс». Сейчас «радиопирог» делят радиокомпания «Триал» («Европа плюс Нефтекамск» и «Ретро ФМ»), РА «АРТ-Медиа» при ТК «АРТ-ТВ» (Русское Радио, Ди ФМ, Шансон) и то же самое «Поколение NEXT», запустившее осенью «Авторадио».
ПРЕССА: с давних времен работает газета администрации «Красное Знамя», освещающее все, что происходит в городе. Но в плане рекламы, она явно уступает почтовой газете «Весточка», имеющей самый большой тираж в городе – 20.000 экземпляров. Еще одна из действительно популярных газет – «Вечерний Нефтекамск» - город глазами критиков власти, газета депутата Курултая и известного на всю Россию защитника секс-меньшинств Эдварда Мурзина. Работают газеты «Контакт», «Деловой Нефтекамск», «Честь имею!», «Интеграл-Информ», готовится к изданию газета «Пять!». В этом году появились два журнала «В городе N» и «Я выбираю. Нефтекамск».
«Особенности» нашего городка ))) и (((
Отдать агентский процент… Для некоторых владельцев СМИ это принципиально! «НИ-ЗА-ЧТО! Пусть потеряю Клиента, но от конкурирующей конторы Клиента денег не приму!!!» В результате, иногородний Клиент вынужден к каждому обращаться отдельно, что, согласитесь, бывает неудобно…
Должность «менеджер по рекламе». Долгое время мы пытались предложить местным предприятиям рекламное обслуживание. Но, видимо, нравится бизнесменам небольшого городка сам процесс посещения агентств! Хотя делают везде вид «мне некогда» и заканчивают общение «все распишите и принесите мне»… Да и в основном предпочтение тому или иному СМИ дают не из расчетов рейтингов или просто разумных выводов, а потому что «в ресторане сидел с директором агентства», а в другом агентстве «сестра мужа жены» работает. Менеджеров нанимают для того, чтобы был кто-то «на побегушках», понятия о рекламе у них, в основном очень поверхностные…
Специальное образование. Сталкивался с выпускниками ВУЗов и ССУЗов с дипломами рекламистов, дизайнеров… то практику хотели пройти, то на работу устраиваться приходили. В итоге, более-менее толковых насчитал человека 4 примерно из 30-40. Учатся по специальности эти люди в основном в Ижевске (т.к. географически ближе Уфы и сам город дешевле обходится). И вот задумываюсь, когда человек не припомнит ярые основы – это что: уровень образования там низкий или «двоечники» наши туда поступают? Большинство этих выпускников (если проследить) по специальности не работают.
Что такое реклама для нашей Администрации… ? Вообще это только «наружка»! Поэтому тексты постановлений практически безграмотные. Последний пример: Администрация решила бороться с «шабашниками» (так высказалась дама из Отдела Архитектуры). В Постановлении было заявлено, что ВСЕ рекламные фирмы должны пройти аттестацию в Администрации города! При этом, неаттестованы будут фирмы, имеющие площадь менее 50 кв.м, должны пройти аттестацию дизайнеры, художники-оформители, монтажники и т.п. В итоге у меня состоялся с дамой, ответственной за рекламу такой диалог (привожу отрывки):
- почему ВСЕ рекламные фирмы, если мы не занимаемся наружкой?
- а ну тогда это вас не касается!
- но иногда я делаю оформление магазинов (дизайн широкоформатки)…
- тогда надо!
- а для чего мне 50 кв.метров помещения?!
- в любом случае, подойдите к нам…
- а кто меня будет аттестовывать по специальности «дизайнер», если я по образованию юрист?
- у нас есть люди!
- но по этой специальности у нас дипломированных специалистов 3 человека на весь город и им всем по 20-22 года…
- будет главный архитектор и преподаватели ПЛ-27 (прим. – там обучают оформителей)
- а у них есть дипломы дизайнеров или стаж работы?
- … ладно, Ваши работы будет обсуждать специальная комиссия… не проходите аттестацию.
- ?! а как часто она будет собираться для «фрилансеров» этого направления?
- как получится…
- хорошо, как быть с вывесками сетевых магазинов, которые обслуживаются агентствами Уфы и Ижевска? Они же не аттестованы в нашем городе! Они что ли не смогут вывеску повесить в Нефтекамске?
- получается, что нет!
Короче, вроде этим вопросом занимается ФАС… но, вроде как, и Отдел архитектуры затих…
Короче, смех и грех с этими особенностями нефтекамской рекламы. Недавно предложил коллегам создать какое-то сообщество рекламистов города, да что-то не рвется никто поддержать ((( поживем-увидим, не век же тупо воевать с конкурентами, пора бы и рост профессиональный показать… а кто вырос из провинции, тот старается уехать в город покрупнее. Хотя почему-то мне нравится наша «наша нефтекамаша» )))
p.s.: большой привет выходцам из Нефтекамска – Ринату Лушникову (RMC) и Денису Мишину!