День закрытия выставки получился необыкновенно насыщенным. В аудитории, где проходил круглый стол, посвященный «коммуникационным аспектам продвижения брендов в регионе», было сложно найти свободное место. На круглом столе присутствовали представители СМИ, которые активно участвовали в обсуждении выше обозначенной темы.Наибольший интерес вызвала проблема брендинга в Башкортостане и в регионе в целом. Понятийно понятие бренда включает имидж и репутацию. Репутация обеспечивает долгосрочные инвестиционные перспективы, обеспечит конкурентные условия, а не просто банальное узнавание какого-то должностного лица или предприятия.
Участники обсуждения описали реальное экономическое положения региона: РБ – один из самых привлекательных регионов России (находится в первой восьмёрке среди регионов), в сельском хозяйстве республика занимает первое место, в животноводстве – второе, в жилищном строительстве – четвертое. Но мало кто об этом знает даже в РБ. Наблюдения показывают, что продвигать Башкортостан необходимо, потому что даже в Турции, с которой у нас установились братские отношения, мало кто догадывается о существовании республики.
Также на круглом столе остро ставился вопрос о том, что необходимо брендировать первично: образ самой республики или его предприятия и заводы.
Обозначились основные коммуникационные направления в продвижении бренда республики:
1. воспитывать гордость за республиканские крупные предприятия;
2. использовать харизму руководителей, политиков, известных певцов (Шевчук, Земфира);
3. позиционировать все положительные события, происходящие в республике и «закидывать» эту информацию на сайты федеральных СМИ;
4. формировать социально-ответственный бизнес.
Ценность бренды будет возрастать по мере того как: будет улучшаться качество продукции и процесса производства региональных предприятий; повышения профессионализма тез людей, которые занимаются связями с общественностью.
Следующим этапом обсуждения круглого стола стали вопросы, касающиеся пресс-служб и СМИ, вопросы «продажности прессы». Именно эта тема стала особенно интересна журналистам. Замечено, что республиканская журналистика ленива, сенсационных материалов не бывает вообще, и что самые авторитетные информационные агентства размещают рекламу, иногда даже не маркируя её соответствующим знаком. Это, в первую очередь, подрывает доверие к самим СМИ. Информация иногда бывает необъективной и почти не создаются информационные поводы. Материалы о предприятиях позиционируют только сами предприятия и носят исключительно коммерческий характер и не продвигают республику, а даже наоборот, создают себе европейский имидж. Публикации должны нести идею продвижения Башкортостана, только тогда сформируется её бренд и повысится уровень и качество жизни общества в РБ. И только когда повысится уровень жизни общества, средствам массовой информации начнут доверять, причем тем изданиям, имидж которых авторитетней, поднимется уровень заработной платы журналистов и тогда решится проблема «продажности» прессы.
Кратко и в общем о выставке:
Выставка 2007 оказалась слабее выставки предыдущего года. Было мало выставочных наглядных материалов, стендисты достаточно плохо шли на контакт с посетителями, некоторые фирмы, которые формируют рекламный рынок Уфы вообще не захотели выставляться и может быть поэтому выставка оказалась скучноватой. Заказчиков, посещающих выставку, за все 4 дня можно пересчитать на пальцах одной руки. Стендисты были унылы. Но мастер-классы и круглые столы собирали полные залы – эта часть была очень интересной и познавательной - я не жалею, что была там.