|
||||||||||||
РЕКЛАМА |
Субъективный обзор рекламного рынка г.НефтекамскПо большей части это от клиентских страхов + вполне объяснимая депрессивная паника вечных оптимистов-рекламистов. Движения к возврату в «лихие 90-е», которые, похоже, грядут в отношениях с неплательщиками: ведь пока суды пройдешь, твой неплательщик легко превратится в банкрота! Закрываются СМИ, агентства, производства, сокращаются штаты рекламных предприятий. А, наряду с этим, как грибы после дождя появляются новые рекламные предприятия. Появляются из сокращенных штатов – при том не только предприятий рекламного рынка: ведь в рекламе у нас все знатоки, и точно знают, что в рекламе «легкая прибыль» на пустом месте! (Главное сказать, что ты придумал новый носитель и придумать рейтинг прохождения возле твоего носителя: тогда табличка у дворового гаража легко становится эффективнее ТВ и т.п.). Движения много… Прибыли немного… Базар…
Печатные СМИ
За последние пару лет изменения были, но не существенные. Время доказало, что мелким газетам и журналам соревноваться с крупными предприятиями – бесполезно. Таким образом, из твердо стоящих на ногах лидеров позиций выделить можно:
Все остальные из числа существующих газет – это корпоративные газеты или «газеты одного дня» (очередные попытки обойти «Весточку»). Журналы в городе появились пару лет назад. Прочно укрепился в качестве городского журнала только «В городе Н», издаваемый той же городской типографией. В прошлом году появился отличный журнал с уклоном спортивной тематики - журнал «Самое Время». Его начал издавать вернувшийся в Нефтекамск спортивный журналист Анатолий Легчилин. Анатолий Иванович, поработавший несколько последних лет в Югре, набрав сибирской бодрости, столкнулся с непониманием важности PR-сферы у башкирских чиновников (для него это стало настоящим шоком после увиденного отношения к PR администраций сибирских городов, районов, коммерческих компаний). Легчилин решил показать как можно работать СМИ: самостоятельно нашел спонсора и сделал журнал, который за два номера вдохнул жизнь в спорт Нефтекамска, поддержал футбольную общественность Стерлитамака и успел попасть на стол главы башкирского спорта… При том никакого гламура и пропитанности насквозь рекламой в журнале не было – действительно было интересно почитать! Но оптимизация затрат спонсора в кризисный период журнал на данный момент заморозила… Поживем – увидим.
Телевидение
Развития нет. Практически. Глаза чешутся от бегущих строк. На «Первом канале» и «России» явно произошло оттеснение городских рекламодателей, в пользу увеличения уфимского блока. В результате старта официального эфирного канала «ТНТ» (крупнейший на севере РБ медиахолдинг ДЕЛО), в августе пришлось свернуться кабельному «ТНТ» (владелец медиагруппа «Поколение Нэкст»).
И тут был выдан исторический маразм в истории нефтекамского телевидения: меняя оператора, «Поколение Нэкст» выбрало партнером НСТ (если кто не в курсе - это продажа прав на старые программы телеканалов, н-р мыльные оперы, сериалы типа «Элен и ребята», «КВНы» разных годов, «Клуб путешественников» и т.п.), открыто с экрана ребята заявили о том, что «город достоин свого ТВ!» и что они будут делать много собственного программного продукта… Задумка, конечно, благородная, но силы надо уметь рассчитывать. В эфир вышел «театральный» анонс об открытии в кабеле «Первого Городского Телевидения «Нефтекамск-ТВ». Маразм был в другом: дело в том, что «первое городское телевидение» - было позиционированием телекомпании «АРТ-ТВ», существовавшей на то время уже 14 лет. «АРТ-ТВ», в ответ на провокацию начали рекламную кампанию «АРТ-ТВ: первое городское телевидение. 14 лет в эфире» )) Вот так осенью мы жили с двумя первыми телевидениями… Результат через 2-3 месяца: на «АРТ-ТВ» закрылись программы. «Поколение Нэкст» периодически выдает что-то, но как выразился один приезжий специалист с опытом работы на ТВ, посмотрев их программы: «Это что?! Готовый курс «КАК НЕЛЬЗЯ ДЕЛАТЬ ТЕЛЕВИДЕНИЕ» ?».
И после всех передряг программный продукт остался практически лишь в руках ООО Медиахолдинг ДЕЛО. Новости города выходят лишь в программе «Время новостей» (эфир «БСТ-Нефтекамск») и ряд коммерческих проектов на канале «ТНТ». Вообщем, борьба за гордость и предубеждения не привела ни к чему хорошему, а проиграл в итоге… Зритель, который достоин хороших местных программ от своих местных телевизионщиков. Ну и сами каналы: ведь доказано, что там, где делают программный продукт (и там где делают качественный программный продукт) – там и продажи рекламы лучше!
Радио
Безусловно, пальму первенства держит Радиокомпания «ТРИАЛ» («Европа плюс», «Ретро FM»), известная Читателю Руфы.Ру студией ярких идей «Лампа». Много лет признаю безупречную работу коллектива, в чем огромная заслуга Даниила Садыева. Хорошо организованный коллектив, организованные продажи и цели развития (и «оцивилизовывания» рынка города в целом) здесь были всегда. Не берусь судить о рейтингах станций сейчас, чуть более года 5-ка станций выглядела так: «Русское Радио», «Европа плюс», «Ретро FM», «Шансон», «DFM-Нефтекамск»… Из этих станций, «Русрадио», «Шансон» и «DFM» продает ООО «Радио АРЛАН». Благодаря широкоформатности набирает обороты «Авторадио», принадлежащее медиагруппе «Поколение Нэкст» (также не берусь судить о рейтинге станции; знаю лишь, что причиной слабого рейтинга раньше во многом был технический сигнал, т.к. даже на окраине города местами их сигнал пропадал).
Оценивая ситуацию рынка в целом, отмечу, что если размещать рекламу в Нефтекамске, то, скорее всего, реклама на радио здесь относительно дороже рекламы на ТВ. У пятерки ведущих станций сильна позиция в распространении сигнала: охватывается не только большая часть Северо-Запада РБ, но и районы Удмуртии, Татарстана, Пермского края… Средние бюджеты на радио и ТВ в расчете на 10-14 дней примерно одинаковые. Но и среди телеканалов по охвату сигнала («БСТ», а особенно «Россия») тоже не слабые! Для среднего размещения на ТВ стоимость от 7500 до 30000 рублей, на радио 10000-15000 рублей. Если учесть, что по статистике большая часть людей визуалы… выходит бюджеты почти равные. Впрочем, это тоже субъективное...
Наружка
Преобладание формата 6х3 м - как и повсюду… Спад наружки наружу: одиноко стоящие щиты, особенно из числа хаотично расставленных, где ни попадя, в качестве вложения денег и попытки легкой наживы при ранее растущей экономике. Цены местами снизились, «красная линия» – практически нет, т.к. мало носителей у нас на «красной линии» (5000-15000 рублей/поверхность). Из крупных игроков по носителям 6х3 м – первенство делят Радиокомпания «ТРИАЛ» и ООО «Проспект» (Гориздат), присутствует Медиахолдинг ДЕЛО со своими носителями и ряд более мелких предприятий и продавцов рекламы. Эффективных мест слишком мало, по большей части подход к большинству носителей нужен предельно четко направленный, чтобы эффективность повысить, а не «попасть под программу размещения наружной рекламы».
ООО «Проспект» осенью начало ставить конструкции под перетяжки: перетяжки в Нефтекамске, надо сказать, неформат. Большая ветреность на улицах давала возможность вешать совершенно «дырявые» носители, поэтому сейчас установлено 3 носителя на металлических тросах в основе. Тот же «Проспект» в начале марта ставит первую трехстороннюю тумбу.
Один из участников нефтекамского рекламного рынка, неожиданно для многих «пробил», казалось бы, идеальное место! На Центральной площади осенью появился видеоэкран. Точнее не видеоэкран, а конструкция под видеоэкран, которая «украшает» наш город вблизи Администрации. До размеров уфимских экранов Sityvisionтут далеко, а сама история появления конструкции затуманена, т.к. место на площади пытались получить многие люди с большими возможностями, а дали почему-то «молодым и перспективным», что и породило на рекламном рынке немало вопросов «кто за этим на самом деле стоит?». Ведь самое интересное, что практически на том же месте 5 лет назад стояли щиты ООО «Гориздат», которые демонтировали по причине того, что они расположены на площади, портят вид, мешают движению… И тут еще больше странностей: Центральная площадь до 2008 года была по большей части пешеходной площадью, а в прошлом году здесь открыли движение автомобилей и сделана сложная для многих водителей транспортная развязка (количество аварий вывело «кольцо» на площади к лидерам по количеству ДТП). Интересно, что теперь мелькающая картинка будет стоять в 2-3 метрах от проезжающих машин, а раньше мешало статично изображение в 6-8 метрах от дороги. Но и с практической точки зрения носитель установлен далеко не в плюс для Рекламодателей: чтобы увидеть картинку на экране, водители должны смотреть в зеркало заднего вида, либо справа из окна (через пассажира для левого руля) – и это в лучшем случае! А в остальных случаях при просмотре роликов на экране они начнут просто таранить другие машины. Впрочем, и пешеходам будет видна картинка на экране практически только с одной стороны, да и то – в летнее время под вечер туда идет прямое попадание солнца. Короче, бизнес-план сего строения, «украшающего» город, не понятен… Да и появится ли вообще этот экран ?
BTLи промо
Я и сам держу под рукой базу промоутеров для реализации мероприятий в рамках комплексного проведения рекламной кампании (для раздачи листовок, рассылки по ящикам и т.д.) Но четко сформированного BTL-агентства не было и нет в Нефтекамске. Кто там говорит «у нас подготовленная команда и мы проводим дегустации»? Берите вилку, снимайте лапшу… Пытались это делать давно, но не пошлО. Сколько беседую с людьми, но то ли оппоненты попадаются такие, то ли менталитет у нефтекамцев такой: отвечают «Нафига мне эти бумажки суют? Чего в подъезде ими мусорят?». На самом деле, большую роль тут играет и сама листовка: ведь листовка – листовке рознь! Действительно мало встречал раздаточных материалов, которые захотелось бы прочесть. Т.к. часто приходится бывать в лесопарковой зоне, скажу: весна показывает у нас кто где… простите кто что за осень и зиму раздавал. До первых субботников под деревьями много всяких листовок – это особенно следует учитывать менеджерам торговых сетей: одно дело напечатать тираж на все города и села, другое дело – детализировать предложение для жителей населенного пункта и сделать Ваше предложение интересным потенциальному покупателю.
Производство
По наружке: сейчас в Нефтекамске работают два широкоформатных станка (1,8 и 3,2 м). Еще в начале осени их было четыре на город. Но два предприятия сдулись, т.к. просто не просчитали ситуацию и экономическое обоснование своего положения. Битва за «у нас цены ниже» привела одного к банкротству, другой вроде как увез станок в Уфу (ждите, если проявится, то, скорее всего, продолжит и у вас прогрессировать болезнью низких цен, т.к. случай неизлечимый). Работает куча художников-оформителей и монтажников наружки, но просто беда практически со всеми: вечные проблемы со сроками работ и материалами. На этом фоне отмечу стабильно работающее производство (широкоформатка, монтаж, производство вывесок и т.д.) все то же ООО «Проспект». По широкоформатной печати, некоторые участники рынка сотрудничают с производствами в Уфе: тут кто как предложит условия работы и как наладит передачу готовой продукции.
Полиграфия: есть небольшое ИП, которое уверенно держит низкие ценовые позиции; есть ГОРИЗДАТ, в прошлом году открывший и уфимский офис, работающий поныне; и есть городская Типография. В принципе такой «классическое» разделение рынка и каждый работает на своих клиентов (хотя в прошлом году было еще два полиграфиста, и было много раздоров и демпинговых войн). Не стоит сбрасывать со счетов приближенность Нефтекамска к Удмуртии и Татарстану, где развитые и дешевые услуги полиграфии: поэтому части крупных тиражей (особенно среди печатных СМИ) уходят за башкирский рубеж.
Аудиопродакшн: «ЛАМПА» – ну кто ее не знает?! «ЛАМПА» засветилась хорошо… Студия, начавшая как продакшн «Европы плюс Нефтекамск», теперь все же являет собой отдельную структуру, которая работает и работает - молодцы! Также аудиоролики пишут собственные студии, обслуживающие радиостанции ООО «Радио АРЛАН» и «Авторадио». На всем этом фоне шумит еще и «ТАЙГА Продакшн» ))
Видеопродакшн: ну собственно опять же – отдельно работает только наша студия. Не привязаны к ТВ, поэтому и стараемся сделать свою работу лучше, чем прикормленные зарплатами люди. Прошлый год был рутинным, хотя так хотелось чего-то такого сделать ТАКОГО! Но массу энергии пришлось выложить не в творчество, а в бои за убеждения клиентов «почему лучше сделать хороший ролик, а не делать бесплатный». Просто все нефтекамские ТВ-шники по цепной реакции, завидев кризис, кто-то откровенно, а кто-то, прячась в пакетные продажи, начали делать ролики БЕСПЛАТНО. Бесплатные и одинаково бестолковые. Выкидывая в панике деньги на рекламу, лишь бы получить ее больше и дешевле, рекламодатели только сейчас начали переосмысливать свои действия. Особо заметно в последние 2-3 недели: начали подходить и советоваться где и как размещаться и поняли, что бесплатные ролики-информашки (похожие в эфире как братья-близнецы) совершенно не сработали, а деньги на ТВ отданы практически последние… Несколько человек открыто согласились (сам в шоке был от откровений), что про «бесплатный сыр» ранее им было сказано все правильно, а не ради того, чтобы вычистить их карман. Да, были моменты, когда хотелось бросить все уже от отчаяния, но вот теперь, появился стимул поработать еще лучше… Хотя по социалке все лезут темы про коррупцию ))
В общем, рекламный базар… может и неплохо это, если его воспринимать не как затянутый цикл жизни, а как момент сиюминутный: что вот он, момент, который дан для перезагрузки человека и старта его работы по-новому! Вот была у тебя зубная боль, а ты не за таблетками пошел, не деньги собирать стоматологу, а взял так по старинке, привязал зуб к дверной ручке, и… хрясь! Прошай, крЫЖЫШ!
А если кому чего надо по Нефтекамску в деталях, обращайтесь – поработаем. Вот и сайт наш обновлен www.taygastudio.ru Вэлкам!
Евгений Талаев
оставить комментарий |