Для всех кто снимал, снимает и собирается снимать рекламное (или еще какое-нибудь) кино Руфа.ру публикует этот материал.
Памяти Филиппа Александрова и сообщества Креатифф.ру посвящается
«Кто такой фокус-пулер или как снимаются рекламные ролики». Записки продюсера.
Часть 1. В данных публикациях я хочу ответить на многие вопросы, постоянно возникающие на форуме (Creatiff.ru- Ред.) и приподнять завесу тайны над процессом создания рекламных творений. Но я не рассказываю о креативе. Говорим исключительно о процессе ПРОИЗВОДСТВА ролика – в слегка упрощенной и немного стебовой манере. (Приношу извинения за стиль, но по-другому у меня не получается!). Записки эти предназначены, в основном, для тех рекламистов, которые никогда не сталкивались со съемочным процессом и не представляют себе, как и с чем, все это едят, либо представляют смутно. Мне хотелось в общих чертах рассказать о том, как снимаются ролики, приоткрыть немного внутреннюю кухню и ответить на вопросы, с которыми я постоянно сталкивался за три года моего обитания на форуме. У меня зазвонил телефон. Кто говорит? Продюсер агентства. Что он хочет? Снять гениальный ролик за скромные деньги. Действие началось. Самый первый шаг - это прочтение сценария. Да-да садимся и просто начинаем читать. Причем, продакшен не должен комментировать креативные решения, пришедшие от клиента. Разумеется, все всегда комментируют, но в своем узком кругу. Сказать арту или креативному» Ну что за бип вы тут понаписали!!!», равносильно харакири. Желающие снять любую дурь за адекватные деньги всегда найдутся. Можно, конечно, отказаться от съемки (такое тоже бывает и гораздо чаще, чем вы думаете!)Поэтому, внимательно читаем сценарий, проникаемся идеей, вживаемся в атмосферу. Думаем как, с кем и где можно ЭТО снять. После этого начинаем составлять ПРЕДВАРИТЕЛЬНУЮ смету. Т.е. делаем первоначальные прикидки, за какую сумму денег можно снять данное творение.
По пунктам сметы….нет, СМЕТЫ.
1. Подготовительный период. В данный пункт сметы входят различные мероприятия и хлопоты, которые предшествуют основной съемке.
Новые слова. Локейшн (Location) Дословный перевод – местоположение.
Для нас под локейшеном подразумевается любое место съемок, кроме павильона. Ресторан – локейшн, шоссе – локейшн, парк – локейшн. Локейшн-менеджер.Человек, профессионально занимающийся поискам мест для съемок и ведением переговоров по получению всяческих разрешений.Это только на первый взгляд кажется, что тут нет ничего сложного. А попробуйте-ка договориться о съемке на МКАДе! Договариваться и платить необходимо практически в 100% случаев. Даже если вы снимаете на какой-нибудь проселочной дороге в 50-ти километрах от Москвы. Съемочный процесс долог, он растягивается, как минимум, на 12 часов (в лучшем случае). За это время, если не было никаких предварительных договоренностей, к вам обязательно подъедут (подойдут): милиция, ГИБДД, представители местной администрации и прочие заинтересованные лица. Поэтому все договорительно -урегулирующие процедуры необходимо совершать заранее. Когда съемка проходит в городе, обязательно привлекается милиция. Они гоняют зевак, прочих неуравновешенных граждан и отсекают «диких» ментов, желающих слупить с киношников бабла. В смете существует специальная строчка – «милиция». В том случае, если планируются съемки в Крыму, на Кипре или Каймановых островах, закладываются расходы на предварительные командировки по изучению обстановки непосредственно на месте. Раскадровки также учитываются в данном разделе. Стандартная такса – 15$/кадр.
2. Кастинг. Кастинг, он же подбор актеров.
Новые слова:Кастинг-директор – специалист, отвечающий за подбор актеров. У кастинг-директора должна быть своя актерская база. Иногда в ролик кастинг-директора выступает представитель актерского агентства. Случается, что продакшн-студия сама занимается кастингом, используя собственные базы данных. Расходы на кастинг-директора, аренду помещения под кастинг, оператора кастинга, монтаж. Бывают случаи, когда на одну роль пробуется до пятидесяти человек. Такую ситуацию желательно предусмотреть заранее и внести в смету необходимые цифры. Режиссер может присутствовать на самом процессе кастинга, либо, смотреть уже смонтированный кастинг на кассете.
3. Оборудование.
3.1. Свет. Света много не бывает. Это вам всегда скажет оператор. На свете экономить нельзя никогда! Поэтому набираем максимально необходимый комплект.
Новые слова: Грип – всяческие приспособления для отражения и изменения света. Рамы, экраны, зонтики, фильтры. Без них никуда. Лихтваген –генератор на колесах. Необходим для съемок на улице, либо для ситуаций, когда в каком-нибудь локейшене не удается подключиться к сети. Ну, бывают люди, которым жалко каких-нибудь 50-100 КВт!
3.2. Камера. Тут все понятно. 35-ти или 16-ти миллиметровая камера + оптика + видеоконтроль.
3.2. Дополнительное оборудование.
3.2.1.Тележка и рельсы;
3.2.2. Кран;
Новые слова
3.2.3. SteadyCam – система, которая навьючивается на человека. Позволяет снимать длинные проходки, стабилизирует движение камеры.
В зависимости от задумки режиссера и оператора выбирается необходимое.
3.2.4. Motion Control – система, состоящая из крана-телеги-рельс-камеры, управляемая компьютером. Позволяет совершать движения камеры по заданному маршруту, сколько угодно раз с минимальной погрешностью. Применяется при необходимости наложений и совмещении сложной компьютерной графики.
3.2.5. Магнитофон DAT + ноутбук и микрофоны. Необходимы, когда звук записывают на площадке.
3.2.6. Play Back – дословно «Просматриваем назад» – это система, при которой сигнал с видеоконтроллера камеры записывается на VHS или DVСam магнитофон + монитор. Очень важная и нужная вещь. Позволяет просмотреть только что отснятый материал. Качество, конечно, никакое, зато понятно, что наснимали.
3.2.7. Walkie Talkies – рации. Ага. Спросите зачем? Надааа!!! Иначе связь с действующими персонажами на съемочной площадке может быть потеряна.
4. Транспорт.А вы как думали?! Камеры, тележки, свет и пр. габаритные штуки необходимо перевозить. Съемочная группа, массовка, тоже должна перемещаться с места на место. Если снимаем где-нибудь за МКАДом, по этому пункту набегает приличная такая сумма.
5. Реквизит и костюмы. Тут вроде бы как все ясно. На первый взгляд. Костюмы могут: а) браться напрокат б) покупаться и отдаваться обратно в магазин в) специально отшиваться г) сниматься с себя и съемочной группы. Еще в этом разделе могут быть учтены такие статьи расходов, как стрижка и покраска (окраска) волос. Цифра, стоящая в этой графе может варьироваться от нуля до практически бесконечности.
6. Декорации. Вот это серьезный раздел!!! А бы даже сказал, архиважный!
Съедает значительную сумму от бюджета. Учитываем стоимость павильона, не забывая о том, что за него надо платить не только в день съемки, но в те дни, когда там идет строительство декораций. В это же раздел загоняем цену на локейшены, если таковые имеются. И не надо делать круглые глаза и говорить, что за пустую улицу не надо платить! Надо! (см. комменты про локейшн-менеджера). А сколько стоит приличный ресторан снять для съемок? А бутик?! То-то же!
7. Спецэффекты и трюки. Бывает и корова летает. А как ее заставить летать? Правильно, сбросить с вертолета! Запишите в графу расходов вертолет! А так, как есть корова, добавим еще и дрессировщика, транспорт для коровы и страховку режиссера, так как у него аллергия на коров! Также в этом разделе осмечиваются всяческие мелочи типа ветродуев, дождевых машин и прочих батутов. Инженер (специалист) по спецэффектам. Очень важный и необходимый человек. Необходим, даже когда у вас не предвидится никаких особых спецэффектов. Его золотые руки способны не только творить чудеса, но предотвратить и устранить мелкие проблемы в процессе съемки. Мы привыкли к тому, что спецэффекты связаны с чем-то большим, взрывающимся и необычным. Но, это не всегда так. Обычный дождь, созданный при помощи дождевой установки – это тоже спецэффект. И «холодное» кипение в кастрюле. И «дымок», идущий от тарелки с картошкой.
Фуд-стилист. Специально обученный человек, работающий с продуктами питания.
Если бы в рекламе снимали то, что мы едим в том обычном виде, в каком мы это все едим, картина была бы ужасной!!! Серые пельмени, блеклый майонез и прочие страшные вещи. Если уж для физиономии сногсшибательных красоток требуется грим, то для морковки и картошки и подавно!
8. Люди. Съемочная группа. Команда.
Вы когда-нибудь присутствовали на съемочной площадке? Прикоснулись, так сказать к таинству? Толпа людей, сосредоточенно занимающаяся каждый своим делом, впечатляет?! А ведь им всем надо платить!!!
Начнем по порядку.
8.1. Цеховые работники (почему «цеховые», хоть убей не пойму, но так написано в смете!)
1) Осветители. Мин – 4 человека;
2) Новое слово:Гафер – бригадир осветителей;
3) Грипы (гриперы). Кей-грип – бригадир.
4) Постановщики. Люди, которые строят декорации и переносят всякие тяжелые предметы с места на место. Всегда идут в комплекте с бригадиром.
5) Новое слово: Дольщики – люди, которые катают тележку с камерой, а иногда и с оператором по рельсам. Не просто катают, а так, как надо оператору. Если кто-то думает что это легко – пусть сам попробует.
6) Супертехники крана;
7) Супертехники камеры. Почему они все с приставкой «супер» я не знаю.
8) Механик Playback.
8.2. Наше все или режиссер с оператором. Не мне вам объяснять, что режиссер с оператором это 56%-63%-72% успеха в производстве ролика. Не всегда смета позволяет привлечь к съемкам ролик именитого режиссера и оператора… Но! О режиссерах и операторах поговорим далее, в следующих частях данного опуса. Также в съемочном процессе участвуют второй режиссер (часто) и второй оператор (всегда). Кастинг-директор, по возможности, старается поприсутствовать на съемке и понаблюдать за своими питомцами.
8.3. Постановочная группа + гример. Художник-постановщик + ассистент (декоратор), художник по костюмам / костюмер, стилист, гример, бутафор, реквизитор.
Все – крайне необходимые люди. Без художника-постановщика лучше не браться за серьезный проект. Гонорар постановщика с именем и опытом достигает значительной цифры, которая значительно влияет на строчку «ИТОГО». Художник-постановщик отвечает за декорации, за «жизненность» окружающей обстановке, дает ЦУ реквизитору, ругается с арт-директором агентства. Что делает художник по костюмам (ХПК), я думаю понятно. Но! ХПК нужен не только при съемке исторических сюжетов, но при отображении историй из современной жизни. Просто в случаях, когда необходимо отшивать костюмы, у художника по костюмам больше работы и помощников. Он рисует эскизы, отбирает ткани, руководит действиями костюмера и швей. Когда не надо ничего шить, ХПК подбирает (руководит покупкой) костюмов, и, опять же, координирует работу стилиста и костюмера. С арендой/приобретением костюмов у ХПК существуют сложные схемы. Договоренности с бутиками-магазинами и прочие профессиональные хитрости. Реквизитор подбирает реквизит. Ага. Причем иногда приходится решать ну очень непростые задачи! Бутафор что-нибудь бутафорит. Гример необходим на любой, даже супернаималенькобюджетный ролик!!! Для непосвященных: если на человеческое лицо не наложить тональный крем, то в кадре эта самая морда лица будет бликовать. Ну и всякие макияжи. Часто гример может что-то сотворить с волосами (прической).Естественно, когда снимаются ролики, в которых главными героями выступают волосы, для работы с ними приглашается специальная зондер-команда. С умопомрачительными приспособами, навыками и гонорарами.
8.4. Продюсерская группа. Продюсер. Это тот человек, который отвечает за ВСЕ!!! Продюсер должен контролировать полностью весь процесс, оставаясь при этом спокойным невозмутимым. Ни в коем случае нельзя говорить режиссеру: «Если ты изведешь еще одну банку пленки, я тебя задушу!!!», и ругаться матом на оператора, если он выставляет свет каких-нибудь жалких три часа. Также нельзя называть агентского продюсера всякими непотребными словами и пытаться укусить его за шею. Да, совсем противопоказано указывать пальцем в сторону непосредственных Заказчиков с воплем: «А это еще что за козлы!!!» Директор. Этим гордым словом называется человек, который контролирует процесс аренды оборудования и доставки его до места. В общем, главный по железу. Администратор. Главный помощник продюсера.
8.5. Звук. Обычно звук на площадке не пишут, озвучка происходит потом, в студии, но, бывают случаи, когда звук необходимо писать на съемочной площадке. В этом случае привлекается звукорежиссер в комплекте с DAT-магнитофоном.Композитор, соответственно, пишет музыку к ролику. В том случае, если вам приглянулась мелодия скромной группы “The Beatles”, и вы хотите использовать ее в рекламном ролике, придется обратиться к Майклу Джексону, ибо все права на распространение и использование песен данного коллектива выкуплены им. Дела у Майкла сейчас идут не очень хорошо, и, я думаю, чтобы покрыть судебные издержки, он с радостью уступить право на использование композиции битлов в рекламном ролике за какие-нибудь жалкие несколько сот тысяч долларов.
8.6. Остальной состав. А это кто такие? А это те, кто остались неучтенными. Электрик, пожарник и дежурный. Иногда в одном лице.
Буфетчица. «Хлопушка». И кто-нибудь-еще.
9. Питание оно же кетеринг. Всю эту прорву людей необходимо кормить. И поить. Чай, кофе, бутерброды, горячие обеды.
10. Обработка материалов, постпродакшн. Проявка и перегон пленки, компьютерная графика, озвучка, монтаж.
11. Переработка Невероятно важная часть сметы. Сколько длится стандартная рабочая смена? Восемь часов. Что можно снять за восемь часов работы даже в том случае, если попадутся шустрые режиссер с оператором, которые не будут выставлять свет пару-тройку часов и снимать сто двадцать восемь дублей? В лучшем случае, 4-5 планов. А в ролике их может быть в три раза больше. Что же делать?! Продолжать работать, но за каждый час переработки платить дополнительные деньги. Причем, у «светиков» чистая рабочая смена состоит из 5 часов работы, а по 1,5 часа списываются на доставку, погрузку и разгрузку оборудования. Таким образом, получается следующая картина: Возьмем абстрактные цифры. Смена одного работника стоит, скажем, 80 долларов, и каждый час переработки, 20 долларов. За 18-ти часовой рабочий день (10 часов переработки) данный работник будет обходиться нам в скромную сумму 280 долларов. Это если он не «светик». «Светик» же будет стоить 340 долларов. (13 часов переработки). Естественно, когда невозможно все снять за один день, съемочный процесс растягивается на два (три) дня. Но, даже при нескольких съемочных днях, переработки неизбежны, и продюсер обязательно должен это учитывать. Итак, первичная смета составлена. (Не забыть проставить комиссию студии!!!) Отправляем ее в агентство. Далее возможны два варианта развития. Первый: продюсер агентства прибавляет к смете агентские и засылает ее заказчику. Заказчик падает в обморок. Второй: в обморок падает сразу продюсер агентства. Далее начинается долгий процесс усушки и утруски сметы, в котором стороны либо договариваются, либо нет. На этом я бы хотел закончить первую часть записок. Подробнее о тайнах сметы и причинно-следственных связях отдельных ее пунктов мы поговорим в дальнейшем.
Продолжение следует…
Примечание с Креатифф.ру :Почти все люди, которые не имеют никакого представления о том, что такое современное кинопроизводство, в том числе и съемка роликов, уверены в том, что стоимость этого процесса напрямую увязана лишь с продолжительностью отснятого материала. Потому –то представители рекламодателей и падают в обморок, получив смету съемок будущего ролика.А потом пытаются вычеркнуть какие-нибудь статьи расходов, приговаривая, как заклинание …»ведь мы же снимаем не «Титаник» продолжительностью 3 часа, а какой-то несчастный тридцатисекундник». Они просто не знаю, им никто об этом не говорил, какую огромную часть сметы любого фильма, ролика, серии составляют условно – постоянные расходы, от которых как раз и зависит воспринимаемое качество готовой продукции, то самое « не хуже, чем у конкурентов». Хорошо, что будущие рекламодатели смогут войти в курс проблемы еще, не будучи заражены традиционным подозрением, что их все хотят обдурить и на них нажиться. Но это, к сожалению, еще на все возможные расходы.