Выставка Айрата Терегулова – художника, которым пять лет назад фактически открылась наша галерея в новом формате, представляет собой серию ярких живописных работ. Как художник Терегулов достаточно разнообразен: многие годы занимаясь и графикой, и живописью, ему удалось сохранять зрительский интерес неизменным прежде всего потому, что он может быть одновременно и узнаваемым, и непохожим на себя самого. Если долгое время мы знали его как графика, то в последнее время живописная составляющая души художника словно бы возобладала, вылившись в запоминающиеся проекты «Zoo» и «Гипербола времени», которые уфимцы могли увидеть на разных выставочных площадках.
«Сложно отделить графику от живописи, - рассуждает сам художник в интервью «Уфимским ведомостям». – Здесь можно спорить. Ведь акрил на бумаге вроде как графика, а акрил на холсте – уже живопись. А еще я стараюсь посмотреть на свои работы со стороны. Черно-белая графика не каждому понравится, к этому нужно быть готовым. А цвет смягчает углы, отводит от сюжета».
И действительно, стоит ли проводить такие четкие границы между двумя этими видами искусства? Живописные работы художника предельно графичны – они держатся на жестком каркасе из линий, образующих некую сетку-матрицу, «лишние» части которой закрашиваются цветовыми пятнами, создающими свою «мелодию». Нерасторжимая связь живописи Терегулова с музыкой чувствуется, даже если не бывать у него в мастерской, где последняя звучит постоянно. В этой живописи явственно слышится джаз – отдельные мелодии складываются в легкую какофонию, рождающую у зрителя впечатление целостного концерта.
Без головы, как известно, жить нельзя – причем не только с анатомической точки зрения. Кроме мозга, в голове находятся все основные органы чувств. Собственно, вся суть человека заключается в его голове, все остальное – лишь инструмент для перегонки крови и перемещения в пространстве. Портрет каждого из нас – это прежде всего говорящая голова. Но на выставке мы портретов как раз и не увидим, на картинах скорее собирательный образ человека. Каждая голова, разросшаяся до космических масштабов, словно втиснута в сжатое пространство холста, не помещается в нем, пытается пробить верх картины, упираясь в него своим упрямым затылком. И это рождает в нас ощущение еле сдерживаемой мощи, огромной силы, которая в определенные моменты жизни может превратить человека в быка.