Вниманию уфимского зрителя предлагаются десять работ художника из серии «Все засыплет хвоей наших кедров» и одиннадцатая, ключевая, – «Death is not the end». Именно она позволяет надеяться на благополучный исход в очередном конца света, который мы переживаем.
«Настоящий проект Дамира Муратова посвящен исследованию сибирской мифологии, с ее вечными противоречиями бескрайних просторов и места несвободы – колоний, тюрем, спецпоселений («Сибирский сувенир»), с конфликтом между практически осязаемой бесконечностью сибирского времени и одновременной сжатости его, что порождает ситуацию «невозможности изменений» («Иногда рассвет встречается с закатом»). «Соединенные Штаты Сибири», «Белые солдаты», «Крест, тучи, молния, зигзаг» – уже сами названия работ вводят зрителя в переживание мифа, и, в сопоставлении с чуть ироничными образами, созданными художником, этот миф – парадоксально – не подвергается демистификации, а лишь усиливает ощущение особости Сибири. Неслучайно в цикл включена работа «Хиппи енд». В земле снега нет места «детям цветов», здесь, в Сибири, особый режим существования, где императивным ограничителем свободы выступает холод». Василий Мельниченко
«…Смелая интересная работа «Соединенные штаты Сибири» как бы провоцирует публику на диалог. Особую социальную остроту этой работе придает интерес все большего количества людей к «сибирской теме» и проблеме самоидентификации народов, проживающих на территории Сибири. Вполне может быть, что «Соединенные штаты Сибири» – новая художественная форма протеста. Художник заостряет понятие «сибирского характера». Юлия Попова
«…В серии крупноформатных живописных картин и, буквально, под флагом «Соединенных штатов Сибири», художник разворачивает панораму громоподобного несогласия буйных и неистовых сибирских дебрей и далей». Мария Ильбейкина
«С тех пор как Сибирь стала частью Российской империи, не прекращались размышления о судьбе этого региона. Для кого-то он представал вольным краем ничьих и общих одновременно полей, рек и озер, для кого-то – проклятым местом ссыльных и отверженных. В картинах Дамира Муратова можно найти отклики обоих образов Сибири: «Соединенные Штаты Сибири» – это напоминание о Сибири как об отдельном государстве в государстве. Кандалы «Сибирского сувенира» – обо всех тех судьбах, которые были загублены ссылками и заключениями». Анна Атягина