Вниманию уфимского зрителя предлагаются десять работ художника из серии «Все засыплет хвоей наших кедров» и одиннадцатая, ключевая, – «Death is not the end». Именно она позволяет надеяться на благополучный исход в очередном конца света, который мы переживаем.
![](/netcat_files/Image/dammur2(1).jpg)
«Настоящий проект Дамира Муратова посвящен исследованию сибирской мифологии, с ее вечными противоречиями бескрайних просторов и места несвободы – колоний, тюрем, спецпоселений («Сибирский сувенир»), с конфликтом между практически осязаемой бесконечностью сибирского времени и одновременной сжатости его, что порождает ситуацию «невозможности изменений» («Иногда рассвет встречается с закатом»). «Соединенные Штаты Сибири», «Белые солдаты», «Крест, тучи, молния, зигзаг» – уже сами названия работ вводят зрителя в переживание мифа, и, в сопоставлении с чуть ироничными образами, созданными художником, этот миф – парадоксально – не подвергается демистификации, а лишь усиливает ощущение особости Сибири. Неслучайно в цикл включена работа «Хиппи енд». В земле снега нет места «детям цветов», здесь, в Сибири, особый режим существования, где императивным ограничителем свободы выступает холод». Василий Мельниченко
![](/netcat_files/Image/dammur1(2).jpg)
«…Смелая интересная работа «Соединенные штаты Сибири» как бы провоцирует публику на диалог. Особую социальную остроту этой работе придает интерес все большего количества людей к «сибирской теме» и проблеме самоидентификации народов, проживающих на территории Сибири. Вполне может быть, что «Соединенные штаты Сибири» – новая художественная форма протеста. Художник заостряет понятие «сибирского характера». Юлия Попова
«…В серии крупноформатных живописных картин и, буквально, под флагом «Соединенных штатов Сибири», художник разворачивает панораму громоподобного несогласия буйных и неистовых сибирских дебрей и далей». Мария Ильбейкина
![](/netcat_files/Image/dammur3(2).jpg)
«С тех пор как Сибирь стала частью Российской империи, не прекращались размышления о судьбе этого региона. Для кого-то он представал вольным краем ничьих и общих одновременно полей, рек и озер, для кого-то – проклятым местом ссыльных и отверженных. В картинах Дамира Муратова можно найти отклики обоих образов Сибири: «Соединенные Штаты Сибири» – это напоминание о Сибири как об отдельном государстве в государстве. Кандалы «Сибирского сувенира» – обо всех тех судьбах, которые были загублены ссылками и заключениями». Анна Атягина