Карта сайта
Обратная связь


РУФА.ru / Статьи / Пресса / Мы будем завтра?!

Мы будем завтра?!

 
Пока мы коллективно потели и плавились под африканским солнцем, на юге нашей благословенной Республики началась самая настоящая экономическая война. Причем в  городах-соседях, практически слившихся в братском союзе Салавате и Стерлитамаке. Скованные одной цепью (технологии производства пластмасс) и связанные одной трубой Салаватнефтеоргсинтез и Каустик вдруг на шестом десятке лет совместного существования перестали понимать друг друга.
 
Информация из штабов обоих комбинатов напоминала, чуть ли не военные сводки. «Верни долг, Каустик»,- говорил Салаватнефтеоргсинтез – Каустику в Стерлитамаке. « Ни шагу назад, ни копейки сверху!» - отвечал Каустик. В то время как  в Салавате ждали небольшую (для таких монстров) сумму в чуть более пяти десятков лямов рублей долга, на Каустике прекратили производства ПВХ и оставили без работы и зарплаты почти две тысячи человек.
 
Что произошло в нашем Южном кусте, который так пышно расцветал последние годы? Вопрос настолько сложный, насколько сложна сама технология нефтехимии. Тут без высочайшего образования и толпы экспертов не разобраться. Однако можно попробовать.
 
Стерлитамак vs Салават (Россия)
 
Итак, примерно пять лет назад с гаком на Салаватнефтеоргсинтез пришел Газпром. Пришел и в череде прочего заключил договор о фиксированной цене на тот самый этилен, который производится в Салавате, а потом по трубе течет к покупателям, среди которых Каустик самый родной и близкий. А на Каустике из этилена делали замечательный поливинилхлорид и другие полезные вещества.
 
При этом в Салавате за годы фиксации цены произошел убыток, а на Каустике соответственно были в прибыли. Да ещё в какой! По данным аналитиков путем нехитрой схемки перепродаж продукции группа компаний, к которой принадлежит Каустик, товар продает, чуть ли не в два раза дороже (точнее с рентабельностью 80%).
 
Пять лет всё было замечательно, но неожиданно после 2009 наступил 2010, послекризисный. Это важно! В кризисную осень радикальное снижение цен (для поддержки вдруг обедневших покупателей) было обычной практикой, но как только экономика стала расти, цены вернулись на место и даже чуть поднялись. Понятное дело – кризис прошел, бедностью не отмажешься.
 
И вот на таком фоне пришлось начинать переговоры о новых ценах. Сами понимаете, что переговоры прошли без удовольствия и удовлетворения для покупателя. Пришлось признать новую цену (на пару-тройку рублей за кэ-ге дороже), которая рассчитывалась по специальной формуле.
 
Признать признали – платить не стали. И так принципиально не платили (эти самые три рубля за кэ-ге), что получился скандал, остановка производства, простой техники. А потом неприятные эти новости дошли до Президента Башкортостана, и до российского Премьер-министра и до депутатов. Шум, гам, тарарам. Строгое предупреждение и срок в два месяца, чтобы выработать компромиссную формулу.  А пока приказ продолжить работу.
 
Так значит в мире нефтехимиков – мир? Пока временное перемирие. Пусть и спорят могучие концерны за три рубля, но убытки уже в сотни миллионов. А сколько сорвано планов у рабочих из-за неполученных зарплат, сколько упреков от жен выслушали, сколько подарков деткам не купили не перечесть.
 
 
 
 
Лимасол (не Россия)
 
В это время граждане шоколадной Швейцарии и знойной Греции, владельцы фирмы Mодисана, что в романтическом городе Лимасол на Кипре, наверное, огорчались от столь неприятных недоразумений. Хмурились и не могли предаваться спокойному наслаждению жизнью. Вот ведь какие чуткие: сидят в Лимасоле, а о Стерлитамаке думают.
 
История тут так тесно переплелась с географией, что путем изогнутия пространств в реальности Каустика именно город Лимасол на Кипре стал центром города Стерлитамак и именно оттуда исходят директивы владельцев Модисаны (а также всего Каустика). При этом месье весьма патриотичны. Забыв российское гражданство (прикупив иностранное) они оставили себе родовые имена, как память о малой Родине.
 
Погруженные в высоты финансовых потоков, им совершенно не нужен город на Стерле, также как и пара тысяч рабочих из этого города. Раз уж ангелы небесные даровали им контрольный пакет, значит стратегия только одна: выкачать максимально из оборудования 60-70х годов прошлого века (желательно без аварий конечно), да и заниматься до конца жизни филантропией в приятном месте.
 
Достойная стратегия, прямо как в фильме «Уоллс-стрит. Деньги не спят». Только это в кино не спят, а в жизни спят не деньги, спят те, кому по занятому положению положено о народе заботиться. О том, что будет с детьми, что им останется. Груда металлолома или нормально работающее производство, между прочим – лучшее в стране.
 
Нужно уточнить о каких детях, и о какой стране речь. В Лимасоле, городе Гераклов и Прометеев и прочих Артемид, трудно представить себе, что две тысячи человек сидят без зарплаты два месяца.
 
Зачем зарплата за два месяца? Дивиденды Лимасолских месье и мистеров позволяют оплачивать и солярку для яхт, и отопление с прочими коммунальными услугами для вилл на пару столетий вперед. Но не подумайте, что месье и мистер забывают о своей малой Родине. Ни на секунду не забывают. Не знаю точно, но верю, что и по-восточному мудрый руководитель Каустика и обаятельная генеральный директор хоть на яхтах по Стерле не ходят, ввиду мелководности оной, но уж на проезд по чистейшим улицам Стерлитамака средств пока хватает. Не хватит, инвесторы из Швейцарии и Кипра подкинет деньжат на святое дело победы в трехрублевой битве.
 
Для всего бизнеса три рубля – мелочи, но победителей ждут бонусы, премии и прочие вкусняшки, а потому, ни шагу назад, ни копейки врагу.
 
Салават (Россия)
 
Неужто в Салавате не понимают, что на кону годовая премия коллег- менеджеров? Что прицепились за сущие копейки? Сами выручку чемоданами за речку не возят и гражданство Таумоту не покупают. Чем они там занимаются?
 
Как ни странно – бизнесом. Только бизнесом в иной реальности. Тем бизнесом, который кормит не десятки, а десятки тысяч людей. Тем бизнесом, который опекает школы, организует обучение в университетах, строит стадионы и даёт возможность   расти, развиваться и богатеть не только акционерам. Они не ангелы и не альтруисты. Им наверное нужно, чтобы и сегодня и через двадцать лет и через сто работало стабильное и динамично развивающееся производство.
 
Это и есть бизнес. Реальный бизнес, который опирается на своих работников, а не только на симпатию со стороны органов, лукавство или хитрость. Недоразумение Каустика и Салаватнефтеоргсинтез – конфликт реальностей а не хоз.субъектов, конфликт измерений, а не стоимости этилена.
 
 
Россия
 
Мы так ждали: на смену совку придут Хозяева и начнут они все развивать и строить. Так оно когда-нибудь и будет, но первыми прибежали хозяйчики-спринтеры, те кто разрушает у нас, и не созидает, берет у нас, и не отдает, кто кушает нас большой ложкой. В итоге мы там, где сейчас есть, то есть в продуктах переработки их безразмерного аппетита. Понятно? Не очень образно выражаюсь?
 
Бегут спринтеры, торопятся, их век ох как короток. То возмутятся они из-за трех рублей, то закроют часть производств, не дающих двойную прибыль, то...
Мало чего ещё они себе придумают на нашу голову.
 
Одно счастье. Они себя видят только сегодня, а завтра их уже не будет.
 
Завтра будем мы.
 
 
 
История описана и проанализирована по поручении редакции Руфа.ру
Все материалы взяты из открытых источников, опубликованных статей и обсуждений на профессиональных интернет-ресурсах нефтехимиков.

Автор: Марат Батыров


Поместить ссылку в
LiveJournal
Facebook
Twitter
ВКонтакте
Блоги Mail.Ru