Все мы покупатели и продавцы. Все мы примерно представляем, сколько на рынке стоят мясо и картошка. И у каждого есть понятие о том, какую сумму можно выложить за стрижку или солярий. Но как только речь заходит об оценке интеллектуального и творческого труда, массовое сознание пасует и часто выдает невиданные результаты.
Начнем с самого распространенного заблуждения – заказчик считает, что промежуточные этапы творческой работы оплачиваться не должны.
На этом основании он предлагает художнику, скульптору, архитектору создать для него несколько вариантов эскизов, из которых он, может быть, выберет подходящий, и вот его уже будет оплачивать. В таком случае стоит перевести ситуацию в более понятную для обычного человека ситуацию - приходите вы в булочную и говорите: я попробую несколько видов хлеба, а за тот, который мне понравится, заплачу! И все сразу становится на свои места.
А вот несколько примеров бездумного переноса законов оценки на творческий продукт. В одном случае заказчик предлагает оценивать создание слогана по количеству знаков,
в другом – посчитать переводчику количество повторяющихся слов (например, предлогов и союзов) и вычесть его из общего количества знаков, ведь переводчик не переводит одни и те же слова дважды! В этом случае заказчик, мне кажется, безнадежен.
Многие уфимские деятели почему-то считают, что только им известны реальные цены на изготовление авторской скульптуры, в то время как сами скульпторы находятся в полном неведении относительно стоимости своих услуг.
Поэтому часто разбогатевшие нувориши предлагают нашим скульпторам соорудить статуи в рост по ценам меньше 10-ти тысяч, в то время как одни только материалы, не говоря уже об отливке, стоят десятки тысяч, не считая самой работы по созданию авторского произведения.
То же самое можно сказать и о картинах – рядовой обыватель, приходя в галерею, не понимает, почему цены на авторскую живопись на порядок выше, чем на штамповку, ламинированные постеры, картины из насыпных камней или с применением голографии, которые в изобилии продаются на рынках и в подземных переходах. В таком случае реакция обывателя выражается в одной фразе: «Да за эту цену я бы и сам такое нарисовал!» Вот в этом и коренится причина непонимания между создателем и покупателем – в недостатке, так сказать, уважения.
Вспомним знаменитый разговор Федора Шаляпина с извозчиком, произошедший в начале прошлого века: «А ты, барин, чем занимаешься?» «Да вот, пою».
«Я не про то. Я спрашиваю, чего работаешь? Петь - это мы все поем. И я пою, когда скучно станет. Я спрашиваю: ты чего делаешь?»
Так вот, с того времени в массовом (по большей части, крестьянском) сознании ничего не изменилось…