По сложившейся практике в истории советской и российской власти повестку эту можно назвать «июльскими тезисами».
1. На переходный период необходимо обеспечить стабильность и эффективную работу государственного аппарата.
Для этого требуется дать чёткий сигнал явно забеспокоившимся о своей персональной судьбе (если не сказать – задёргавшимся) чиновникам-аппаратчикам: главное – работа на результат, на достижение целей, на развитие.
Варфоломеевских ночей или дней – не должно быть. Но речь не о личной безопасности и гарантиях неприкосновенности – речь о дисциплине.
2. Не должно быть кадровых чисток, но каждый чиновник, попавший под подозрение в совершении преступлений, в коррупционной деятельности и т.п., будет объектом соответствующей проверки.
Проверки должны будут проводиться в установленном порядке силами правоохранительных органов – объективно, без вмешательства в их деятельность, без окриков, без давления.
3. Необходимо повышать эффективность органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Должны использоваться механизмы и инструменты проведения независимых экспертиз проектов решений органов государственной власти и органов местного самоуправления на предмет их коррупционогенности.
Должен быть обеспечен прямой канал передачи обращений граждан, частных предпринимателей и юридических лиц для их детального рассмотрения и расследования ситуаций. Порядок рассмотрения данных обращений должен быть уточнён с целью исключения передачи обращений в те же органы и тем же должностным лицам, о действиях или бездействии которых сообщают заявители.
4. Государственная власть и местное самоуправление в Республике Башкортостан должны стать клиентоориентированными.
Для этого необходимо широко развернуть программу действий по информатизации, переводу услуг государственных органов и органов местного самоуправления в так называемый «электронный формат» – с оказанием их через сеть интернет, иные доступные каналы и инструменты связи.
Потенциал и возможности для этого в республике имеются, вопрос в максимальном ускорении данной работы.
5. Власть должна перестать быть вещью в себе.
Максимально широкий круг адекватных и работоспособных экспертов и экспертных групп, представителей общественной инициативы, общественных объединений и политических партий должен быть привлечён к работе по формулированию и детализации приоритетов деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в Республике Башкортостан, обсуждению (аудиту) результатов их деятельности.
6. Необходимо усиление кадрового потенциала органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Башкортостан как место соприкосновения и взаимного обогащения разных цивилизаций, народов, культур всегда славился яркими личностями, умными людьми. Этот кадровый потенциал должен быть привлечён на службу народу, для дела развития республики.
Инструмент для этого – открытые кадровые конкурсы для формирования кадрового резерва государственной и муниципальной службы.
Помимо этого также должны быть модернизированы программы подготовки кадров и для экономики республики – в партнёрстве государства и бизнеса, с ориентировкой на реальные потребности экономики региона.
7. Необходима корректировка стратегии развития региона с учётом последствий глобального финансово-экономического кризиса, новых подходов и реалий.
Приоритеты – максимальная диверсификация региональной экономики, уход от сырьевой зависимости, реальное создание условий для развития «новой экономики» («экономики знаний»).
Для этой работы должны быть привлечены ведущие российские и зарубежные экспертные структуры и эксперты по региональному развитию.
Для каждого из органов власти, для их руководителей персонально должны быть определены задачи обеспечения прорывного развития по соответствующим направлениям. Данная работа должна быть публичной.
Полученное «дерево целей», а также информация (отчёты и доклады) о ходе и результатах работы по достижению поставленных целей должны быть свободно доступны для граждан и экспертов.
Корректировка стратегии должна привести и к актуализации перечня приоритетных проектов развития регионального и местного значения.
Порядок их отбора и процедура соответствующей оценки должны быть публичными.
По каждому из проектов должны быть сформулированы чёткие «дорожные карты», описывающие весь комплекс мер, действий, шагов по реализации проектов.
Должна быть закреплена персональная ответственность руководителей профильных органов государственной власти и соответствующих органов местного самоуправления за реализацию приоритетных проектов развития.
8. Необходимо кардинальное улучшение бизнес-климата в регионе, реализация масштабных мер поддержки среднего и малого бизнеса.
В условиях глобального финансово-экономического кризиса показал свою несостоятельность курс на развитие и поддержку крупных производств в ущерб поддержке среднего и малого бизнеса.
Башкортостан исторически и инфраструктурно – как место пересечения торговых путей, а также благодаря высокому качеству человеческого капитала имеет большой потенциал роста и развития за счёт среднего и малого бизнеса как в традиционных секторах сервиса и торговли, так и в наукоёмких и высокотехнологичных сферах.
Для обеспечения эффективного использования данного потенциала должны быть приняты соответствующие меры: актуализация политики привлечения инвестиций, снятие излишних административных барьеров и неформальных препятствий для ведения предпринимательской деятельности, расширение перечня инструментов государственной поддержки малого и среднего бизнеса и масштабов данной поддержки, организация клиентоориентированного администрирования наиболее часто используемых предпринимателями государственных услуг и т.п.
Должна быть отрегулирована региональная налоговая и тарифная политика.
Необходимо уточнение приоритетов и программ создания и развития инфраструктур, которые востребуются средним и малым бизнесом.
Для реализации обозначенного комплекса мер необходимо максимально эффективное использование имеющегося собственного потенциала, а также активное привлечение ресурсов федерального центра, использование соответствующего федерального инструментария обеспечения развития.
9. Необходимо преодолевать отчуждение граждан от власти, использовать общественную инициативу населения в деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Для этого должна реально заработать инфраструктура поддержки и использования общественной инициативы граждан на местах. Главная цель – обеспечить участие населения через общественные объединения, общественные инициативные группы в обсуждении и решении вопросов социального и экономического развития поселений и территорий, региона в целом, вопросов улучшения качества жизни.
Должны стимулироваться координация и партнёрство отдельных общественных объединений и инициативных групп как между собой, так и с органами местного самоуправления, органами государственной власти.
Необходимо развивать грантовые программы, государственный и муниципальный социальный заказ.
Общественные объединения должны стать не только инструментом канализации активности граждан, но и источником формирования кадрового резерва – в первую очередь, для органов местного самоуправления. Для этого необходимо развивать взаимодействие властных структур и общественных объединений, их вовлечение в реализацию наиболее актуальных и стратегичных проектов и программ.
10. Необходимо сохранить достижения в социальной сфере, одновременно с этим обеспечив её модернизацию, повышение её эффективности.
Упор на обеспечение социальных гарантий, оказание социальной помощи нуждающимся категориям граждан дал в качестве результата достаточный уровень качества жизни населения. Вместе с тем, по отдельным направлениям социальной политики требуются дополнительные меры.
Так, необходимо обеспечить возможность реализации всех форм организации образовательной деятельности – должны развиваться частные школы, семейные и другие формы образования с сохранением принципов подушевого финансирования. Создание образовательных кластеров как формы объединения потенциала образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования и исследовательских центров не должно осуществляться чисто механическим путём объединения организационных структур – нужна более взвешенная и продуманная политика.
Помимо продолжения работы по развитию и модернизации системы здравоохранения в целях повышения её эффективности должны также предприниматься усилия по формированию у граждан культуры здорового образа жизни.
В сфере культуры должно обеспечиваться сохранение и развитие исторических и культурных традиций, развитие творчества всех народов, населяющих многонациональный Башкортостан. При этом органы власти должны создавать условия для реализации культурных инициатив, а не выполнять чисто культорганизаторскую функцию.
В отношении лиц пожилого возраста, лиц с ограничениями физических возможностей в дополнение к системе социальных выплат должна также развиваться инфраструктура их вовлечения в социально-культурную и экономическую деятельность: доступные образовательные курсы, места для общения и реализации творческого потенциала, система поддержки предпринимательских инициатив и др. Аналогичные меры должны реализовываться и для выпускников детских домов и учреждений интернатного типа.
В условиях глобальной конкуренции за ресурсы и потенциал развития, сохранения негативного влияния глобального финансово-экономического кризиса главная задача для органов государственной власти Республики Башкортостан – сохранить ведущие позиции по уровню развития среди российских регионов и обеспечить условия для дальнейшего устойчивого развития республики.
Решение данной задачи невозможно без повышения эффективности работы всей системы государственной власти в республике с мобилизацией поддержки населения, гражданской активности, потенциала предпринимательского сообщества.
Приведённый перечень направлений и задач не являются исчерпывающим и представляет собой некий общий контур для организации экспертного и общественного диалога и обсуждения повестки дня.
Иван Огнев
консультант по региональной политике и стратегическому развитию ,
в 2001-2004гг. – федеральный инспектор по Республике Башкортостан