Экономический кризис повлиял на доходы домохозяйств и привел к снижению потребления.
Однако насколько произошли эти изменения, и как на данный момент оцениваются эти изменения остается во многом субъективными суждениями.
Приведем некоторые из данных, проясняющих картину состояния семейных бюджетов уфимцев.
Снижение доходов своего домохозяйства почувствовали 67% респондентов, при этом 22% оценили это снижение как значительное. Для 32% домохозяйств на финансовом «фронте» все стабильно.
Основным индикатором изменения потребления для человека является приобретение продуктов питания.
В той или иной форме снизили объем затрат на продукты 53% экономически активных уфимцев. При этом покупают меньше и покупают дешевле 24% респондентов. Не экономят на продуктах – 47% опрошенных.
Таким образом, мы наблюдаем связь между теми, кто потерял часть дохода и теми, кто экономит на продуктах питания. Если доход снизился незначительно, то влияние его на потребление базовых товаров (основу которых составляют продукты питания) резко снижается.
Качество потребления продуктов питания – это индикатор уверенности домохозяйств. Отсюда можно сделать предположение, что индикатором начала подъема «со дна» будет рост товарооборота продуктовой розницы.