Умело созданный рекламный ажиотаж сделал свое дело: ожидания приглашенной публики нарастали с каждой минутой. Вот уже участники конкурсов получили подарки от организаторов, выступил шоу-балет, сдали телефоны и камеры на вешалку под номерок, дождались свой очереди досмотра службы безопасности. Все серьезно. И вот, наконец, на экране закончились анонсы фильмов, и наступил тот самый час исполнения ожидания…
Вот так и хочется сразу все рассказать, но что-то удерживает: это даже не желание затянуть интригу и не желание провоцировать кассовые сборы, это другое – это переживание. Переживание событий сюжета, переживание эмоций и чувств героев, переживание времени…
Все это захватывает мозг, сердце, мышцы, глаза и уши, так как если бы ты сам искал жертву в надежде успеть ее спасти. Вот только у человека нет органа, отвечающего за чувство времени и создателям фильма удалось воспроизвести эффект переживания времени, когда пульс отсчитывает, что час – это так мало для действий, а секунды, так много решают в человеческой жизни…
Порадовало многое. Ну, во-первых, лично я ожидала некоторой затянутости, ощущение которой осталось после «Кода да Винчи», но фильм в этом отношении приятно поразил. Динамичность разворачивания событий напоминает ощущение скорости автомобиля на повороте, когда давишь педаль газа и от таких усилий распластываешься, прижимаясь к земле, и одновременно вырываешься вперед.
Во-вторых, поразила игра актеров. После «Филадельфии», «Фореста Гампа», «Изгоя», «Зеленой мили» Том Хенкс (Роберт Лэнгдон) может играть кого угодно и где угодно, но даже в этом блокбастере, сохраняется та тонкая индивидуальность его мастерства, при которой импульсы внутренних переживаний героя передаются не действием, а через особый род эмоциональной энергии. Блестящие мгновения в этом отношении выражает Армин Мюллер-Шталь (Кардинал Штраус), именно неочевидность его игры и дает нам собственные домыслы того, что творится в душе этого героя.
Впечатлил и Эван МакГрегор (Камерарио) способностью перевоплощаться на тонком уровне и перебрасывать зрителя из состояния восторженности в состояние отвращения. Благодаря такому единому порыву актеров работать на сложном психологическом уровне, когда действия сдерживаются, а вырываются эмоциональные импульсы зритель и получает возможность участвовать в сценарии сюжета: вот ты знаешь, что будет дальше, но все происходит наоборот, и ты снова вынужден включать свое воображение. Отдельное восхищение вызывают панорамные и внутренние съемки архитектуры, скульптур и внутреннего убранства церквей, которые дают ощущение объемности.
Но это еще не все. Несмотря на некую квестоподобность фильма, в нем затрагиваются важные для современного зрителя противоречия: разум и вера, научный прогресс и догматизм, материя и идея, реальность и иллюзии, свет и тьма… Грань между ними порой почти незрима и легко одно принять за другое… Герои проводят нас по этой грани словно по лезвию бритвы и ощущение этого острого скольжения заставляет заглянуть вглубь себя, и увидеть ту истинную арену борьбы ангелов и демонов, которую они ведут в душе каждого человека.
Реалистично. Интеллектуально. Иронично. Захватывающе.
И кое-что еще: там есть продолжение игры, в которую играет не только Дэн Браун, но и все участники действа, так что смотрите внимательнее, ищите знаки…