Такое дело, как преобразование целого города, да ещё и издалека, по слухам и сплетням, не понять. Вот приехал я в Пермь, а всё равно слишком мало времени провёл, чтобы понять что всё-таки происходит и зачем. Дадут ли эффект много-много-денежные затраты на тысячи культурных ивентов, арт-объектов и прочего. Нужно ли это нам в Уфе. И если нужно, то как.
Спрашиваю. Мне повезло, мне объясняет сам Марат Александрович Гельман. Он не только эксперт, он один из тех, кто хочет сделать жизнь нашу яркой и красочной. Хочет, чтобы мы стали жить в городской среде. Жить, а не существовать среди серой безликости и серых будней.
Так что происходит в Перми?
- Визуальная коммуникационная среда города – мир, в котором человек живёт. Это наше общее лицо и наше настроение, наши эмоции, наша жизнь. Не может быть счастье для человека, если он из серой коробки жилья переезжает в серую коробку работы и обратно. Была поставлена задача – сделать образ новой Перми – открытой и яркой. Изменить Пермь, что бы в ней было счастливо жить. Исследования ведущих мировых экспертов и составленный ими мастер-план развития Перми будет реализован в лучшем случае лет через двадцать пять.
- Дизайн позволяет если не полностью изменить облик, то хотя бы дополнить его новыми гранями. Центр развития дизайна был предусмотрен постановлением Правительства России как раз для решения этой задачи. Нам удалось создать такой Центр в Перми, самый активный и самый успешный в России на сегодняшний день.
- Мы пригласили для работы в Центре Артемия Лебедева. Не потому, что он талантливый дизайнер, организатор работ и мой старинный приятель, нет. Артемий много лет изучает визуальные коммуникации городской среды. Он объездил больше 170 городов по всему миру и накопил очень интересный, я бы сказал уникальный опыт, который он и применил на пользу Перми.
- Он создал интересный и очень ёмкий визуальный образ Перми. Знак, на который «нанизываются» множество других образов, смыслов, идей. Художники предложили около 400 (!) проектов связанных с этим знаком, в том числе и «красных человечков».
- С проекта остановочных павильонов пошла программа создания новой визуальной коммуникации. Остановочный павильон – не только привлекательный объект несущий информационные элементы городской навигации. Там ещё знак идентификации остановки. 200 остановок и каждая – уникальна своей картинкой. Жаль только, что изготовление было отдано самым разным организациям, потому и материалы часто заменялись на более дешевые и эксплуатируют павильоны не особо старательно. Однако они свою роль выполнили. Они - часть новой городской жизни. С остановок пошла городская программа. Сейчас работаем над уникальным образом парков. Есть проект авторских улиц. Пять основных улиц города обретут своё уникальное лицо.
- Успехи Центра развития дизайна понятны, но даже самый гениальный автор – это всего одна личность. Нет ли опасности превратить город из безликого серого в разноцветный, но однообразный, постоянно повторяющийся, застывший навсегда.
- Центр не министерство. Центр - координатор всего городского дизайна. Переводчик с языка чиновьечего на дизайнерский. Чиновник говорит на своем языке, он не всегда может объяснить, что именно хочет. А государство сегодня – крупнейший заказчик. Семьдесят процентов заказов на разработку дизайна – заказы государства. Причем эти заказы выполняются на местах согласно личным вкусам каждого низового начальника, не имеющего ни специального образования, ни специалистов.
- Центр чаще всего не исполнитель работ. Получив гос.задание он проводит творческий конкурс, либо открытый, либо среди ведущих коллективов, аккредитованных в Центре (приписанных на казенном языке). Кроме того Центр даёт возможность молодым начинающим дизайнерам поработать над проектами на условиях фри-лэнса. Я приезжаю в Центр, а там два десятка дизайнеров-фрилэнсеров трудятся. Мы дали им условия для работы коворк-офис и привлекаем их к выполнению заказов. В Перми работают очень яркие студии Vitamin, Озон, ГДизайн. А вместе с ними лучшие российские агентства. Во взаимодействии происходит взаимообогащение, обмен мыслями и знаниями.
Центр стал не только бюджетным учреждением, но и источником знаний?
- Нынешний директор Центра Эркен Кагаров – авторитетный и титулованный дизайнер, академик Академии дизайна. Он видит свою миссию в координации, а не в диктате, в просветительстве, а не в раздаче указаний. Это и есть идеология Центра развития дизайна. Мы подготовили книгу – «Дизайн для директоров». Это очень важно приучить руководителя к мысли о том, что его работа, его продукция, его компания должна быть красивой. Красивой – значит эффективной.
PS.Центр развития дизайна – бюджетное учреждение и пока им руководит признанный авторитет в области дизайна и порядочный человек его работа будет идти на пользу городу. А если придёт другой директор? Мнение любого человека – субъективно. Сегодня Марат Гельман со-товарищи рука об руку с руководством Пермского края демиургируют, лепят новый образ по знанию своему с самыми благими намерениями. Но благими намерениями выложена дорога куда? И пойдет ли на пользу развития дизайна замена конкуренции некими школьными конкурсами.
С другой стороны сегодня альтернатива этому – раздача заказов щедрым друзьям. А это ещё хуже до тошноты, хуже.
От Редакции Руфа.ру: Что получается сейчас – смотрим следующий материал за номером 11.