|
||||||||||||
РЕКЛАМА |
ЛИКвидация БЕЗграмотности"Диалоги о языке" снова возвращаются к наружной рекламе Уфы. Увиденный на дороге баннер с рекламой известного коммерческого центра поразил своей безграмотностью. Пропуск буквы, проверить написание которой не составит труда даже второкласснику: "звездный" пишется с "д", проверочное слово - звезДа.
Сколько еще таких ошибок в городе? Служба русского языка провела очередную акцию "Выход в город" и пришла к неутешительному выводу: уйма. Здесь и незнание написания иноязычных слов: коктели (без "й" - в шакшинской "Полушке"), "от класических" (с одной "с" вместо двух), "акуратно" и "апараты" (с одной "к" и "п" вместо двух в частных объявлениях). Здесь и неучет слов в аббревиатуре: Росгострах (вместо Росгосстрах). Здесь и ошибка, похожая на ту, что в слове "звездный", - "осчасливь иммунитет" (проверочное слово - несчасТен, рекламка внутри одного из известных уфимских супермаркетов).
Есть и еще два рекламных текста, просто верх безграмотности: "Настоящие шековые издение" (вместо "шелковые" и "изделия") и "Серокс.... Цыфравое" (вместо "Ксерокс" - это же название известной фирмы, "цИфра" - это еще одно орфографическое правило). Что сказать о такой рекламе? Нет слов. Предположим, что ее создавали не владеющие русским языком люди, иностранцы, например. Но им тоже никто не давал права так коверкать русский язык. Есть большое количество грамотных людей, работающих корректорами текстов, всегда можно обратиться к ним. Можно зайти на филфак БГУ или БГПУ, наконец. Там всегда подскажут, даже денег не возьмут.
Но и это еще не все. Смотрим дальше: "6 подъед" (вместо "подъезд"), "Вниманию насения" (вместо "населения"), "Распроджа свитаров" (вместо "распродажа" и "свитЕров"), "Отроется" ("откроется"). Это что такое? Ошибки? Опечатки?
Заглядываем на сайт "Грамота.ру" и ищем подобный вопрос. Вот: "Добрый вечер. Скажите, пожалуйста, пропущенная в слове буква (вместо дорогое - дороге) - это орфографическая ошибка? Какая орфограмма? Спасибо". Читаем ответ справочной службы русского языка: "Подобный пропуск буквы является не орфографической, а графической ошибкой, т.е. эта ошибка не связана с нарушением норм правописания, а является следствием невнимательности пишущего или поспешности написания".
Думаем: для чего они пропустили в слове "является" букву "с"? Наверное, следствие поспешности написания.
Однако необъяснимый пропуск букв в словах - одна из главных проблем правописания.
Например, в школе обычно в таких случаях между ребенком и учителем (родителями) происходит диалог: "Это ты писал?" - "Да". - "Глазки видят?" - "Да". - "Тогда прочитай, что у тебя получилось!" Ребенок хватается за ручку и с улыбкой вставляет ту букву, которую пропустил. Всем бывает обидно, когда оценка снижена из-за таких глупых ошибок!
Почему же ученик пропускает буквы? Действительно ли это необъяснимо? В каждом случае пропуска букв причины бывают разные, но, в общем, ответ один: у человека не сформирован или недоформирован образ слова. Что же скрывается под этим определением? Образ слова является существенным компонентом чувства языка, необходимого для полноценного владения языком. Это единство фонематической (как звучит), семантической (что обозначает), грамматической (из каких грамматических элементов состоит и в какую семью однокоренных слов входит) и графической (как пишется) природы слова. В идеале перед тем, как написать, человек должен осознать слово по всем этим параметрам. Значит, пропуск букв может возникнуть прежде всего по следующим причинам:
- человек первый раз слышит слово;
- человек раньше слово слышал, но не знает, что оно обозначает;
- человек понимает значение слова, но ни разу не встречал слово написанным.
Иногда же люди пропускают буквы даже в хорошо знакомых словах, которые писали неоднократно, а то и каждый день. Тогда, вероятно, мы имеем дело с такими причинами:
- не хватает внимания, чтобы уловить в неверно написанном слове отличия от образца;
- человек имеет такое богатое воображение, что, слыша слово, сразу представляет называемый им предмет или понятие, а не символическое обозначение этого предмета или понятия буквами;
- поспешность написания.
В данной статье мы предлагаем упражнения, с помощью которых формируется образ слова. Эти простые и увлекательные игры и задания помогут решить проблему пропуска букв, вызванную различными причинами.
"Древнерусское письмо"
Ведущий диктует слова, которые обучаемый записывает только согласными, обозначая гласные черточкой. При такой записи предложение "Отважный Миша бежит от мыши" будет выглядеть следующим образом: _тв_жн_й М_ш_ б_ж_т _т м_ш_.
Сразу же предлагаем записать это же предложение только гласными, ставя черточку на месте согласных: о__а__ый _и_а _е_и_ о_ _ы_и.
Делаем выводы, какое предложение читается легче, улавливаем роль согласных в русском письме. При выполнении этого упражнения отрабатывается механизм переключения, избирательности при письме. Через некоторое время обучаемые пишут только согласными целые тексты, а показателем их мастерства считается время в секундах и отсутствие помарок. Но начинать отрабатывать "древнерусское" письмо советуем с отдельных коротких слов, постепенно усложняя материал.
"Волшебный диктант"
В этом упражнении привлекает то, что диктант пишется без единого слова и без единой буквы. Перед началом работы вводим свои символы, например, договариваемся, что слова с буквой "с" обозначаем как "+", слова с гласной "е" - "!", а все остальные - "/".
Так, предложение "Мы смотрим на птичьи стаи в небе" выглядит так: / + / / + / !
Примечание: слова надо подбирать так, чтобы в них не было сразу двух букв, для слов с которыми введены символы.
С помощью этого упражнения устраняем дисграфические проявления, развиваем внимание, фонематический слух, умение концентрироваться и удерживать мысленные образы.
"Словесный мяч"
Упражнение родилось из известной и популярной детской игры, когда один игрок говорит слово, а второй должен продолжить, называя слово на последнюю букву прозвучавшего слова: автобус - слово - окно и т. д. Мы это предложение модифицировали: во-первых, действительно используем мячик, кидая его вместе со словом противнику, во-вторых, называем слова не только на последнюю, но и на предпоследнюю букву, на вторую, на третью с конца и т. п. Упражнение универсально: в него можно играть как вдвоем, так и целой группой, перекидывая мяч либо по кругу, либо в беспорядке, кому как захочется. Такая игра в увлекательной форме позволяет быстро выработать у людей умение представить графическое выражение слова, отрабатывается механизм переключения.
"Словесные цепочки"
В процессе игры составляются цепочки слов так, чтобы первый слог последующего слова повторял последний слог предыдущего, например: арбуз - бузина - народ - родник - никель и т. д. Выигрывает тот, кто называет слово последним. Играть можно как в устной, так и в письменной форме, то есть можно просто по очереди называть слова, а можно записывать их на листочке бумаги. Можно играть командами, тогда победителем считается та команда, чья цепочка оказалась длиннее.
"Бухгалтер"
Преподаватель называет слова с одинаковым количеством букв. Обучаемый мысленно представляет эти слова записанными в столбик. Удерживая представление в голове, он должен назвать определенную по счету букву во всех словах. Например, преподаватель говорит: "Дым, луг - вторая буква". Обучаемые представляют их написание в столбик и называют те буквы, которые идут в словах вторыми: "ы", "у". Если бы преподаватель попросил назвать третью букву, отвечающий бы назвал буквы "м" и "г". Количество слов может быть от двух до четырех, букв в словах - от трех до семи. Такое задание формирует умение мысленно видеть и прописывать слова, запоминать их образ, концентрировать внимание, удерживать буквенную структуру слова в памяти.
"Виселица, или "Балда"
Эта известная старинная игра чрезвычайно азартна и полезна. Напоминаем правила игры: один игрок загадывает слово, указывая, из какой оно области (фрукт, транспорт, мебель), и обозначает его первую и последнюю буквы, а пропущенные буквы между ними заменяет черточками. Например, слово "апельсин" будет выглядеть так: а _ _ _ _ _ _ н .
Другой игрок называет любые буквы, стараясь угадать пропущенные. Правильно названная буква становится на свое место, а неверно названная превращается либо в элемент виселицы, либо в букву из слова "балда". Игра прекращается, если слово угадано, а также в том случае, если построена виселица или составлено слово "балда".
Если это случилось, второму игроку засчитывается поражение, если он сумел угадать слово - победа.
Специфика предложенных методов и приемов состоит в том, что их применение возможно при любом уровне языкового развития человека, при занятиях с группами и индивидуально. Их применение оказалось эффективным для устранения элементов дисграфии: при постоянном пропуске букв, их недописывании, перестановке букв и слогов, в общем, в тех случаях, когда родители и учителя говорят о "глупых" ошибках Сайт автора: http://www.bashvest.ru/articles/1010508
оставить комментарий |