Никто не будет отрицать значимость службы маркетинга на предприятии.Но также никто
не будет отрицать, что служба маркетинга должна функционировать максимально эффективно и оптимально. Многие предприятия упускают очевидную выгоду из-за отсутствия оптимальной маркетинговой службы. Что же все-таки такое оптимальная служба маркетинга? На мой взгляд, оптимальная служба – это такая служба маркетинга, которая, осуществляя все функции маркетинга, взаимодействуя с внешней средой и всеми службами предприятия, способствует достижению целей предприятия. Очень часто на предприятиях одни и те же функции выполняют несколько человек, в то время как другим задачам не уделяется должного внимания. Такое иррациональное распределение обязанностей рано или поздно нанесет определенный урон организации. Существует несколько видов структур служб маркетинга (функциональная, товарная, рыночная, смешанная и др.).Функциональная организация службы маркетинга предполагает, что ответственность за исполнение каждой функциональной задачи возлагается на отдельное подразделение. При товарной организации службы маркетинга по каждому товару имеется свой управляющий, с подразделением сотрудников, выполняющих все функциональные задачи маркетинга. Рыночная структура похожа на товарную с той лишь небольшой разницей, что по каждому рынку имеется свой руководитель и сотрудники, выполняющие все функции маркетинга. Каждая из перечисленных структур имеет свои достоинства и недостатки. Каждая организация сама определяет, какой вид структуры маркетинговой службы предпочтителен. Не смотря на разнообразие структур организации маркетинговой службы, существуют единые принципы их построения. Первый принцип оптимальной маркетинговой службы на предприятия – это единство целей. Все подразделения службы маркетинга должны иметь единые цели, достижение которых позволяет организации приблизиться в решении целей предприятия в целом. Второй принцип – это простота маркетинговой структуры. Простота и четкость построения организационной структуры способствуют более легкому приспособлению к ней персонала предприятия и, следовательно, активному участию в реализации целей.Система связей между подразделениями должна быть эффективной и обеспечивать четкую передачу информации. Система связей должна обязательно иметь обратную связь. Это третий принцип. Следующий принцип – принцип единого подчинения (единоначалия). Сотрудник должен получать приказы только от одного непосредственного начальника. Для совокупности выполняемых функций, имеющих одну и ту же цель, должен быть один руководитель. Одним из наиболее важных принципов является принцип малозвенности маркетинговой структуры. Чем меньшим количеством звеньев характеризуется структура, тем менее длительной оказывается передача информации снизу вверх и распоряжений дирекции сверху вниз. И, наконец, структура маркетинговой службы должна быть гибкой. Под влиянием быстрого изменения потребительского спроса, высоких темпов научно-технического прогресса, роста масштабов и усложнения производства, а также других факторов изменяется характер и направление целей предприятия, способы их достижения. В силу этого оптимальная маркетинговая структура должна обладать определенной приспособляемостью.