Карта сайта
Обратная связь


РУФА.ru / Статьи / Наружка / Креативная реклама - тезисы лекций

Креативная реклама - тезисы лекций

Публикацией тезисов лекций по креативной рекламе мы начинаем РУФА-педию - энциклопедию рекламы.
Каждый человек может написать коммент, внести исправление или дополнение.
"Учение- свет, значит самые ученые люди - электрики".(с)

Лекция №1 Что такое креатив. Творческая личность.
Креатив=творчество. Без творческого начала - Б-жьей искры и прочих дел реклама стала бы занятием скучным и неинтересным и для авторов и для слушателей. Но творчество не свободный процесс фантазирования. Практически творчество – технология, которую можно освоить и использовать в практической деятельности для решения задач, возникающих как в области рекламы, так и во всех других областях человеческой деятельности.
1.1.Рутина и творчество.
Обычно мы применяем стандартные решения для стандартных задач.
Это помогает нам в жизни. Многое мы делаем по инерции, не задумываясь.
Идём на зелёный свет, кушаем суп ложкой, и проч.
Как только жизнь меняется (а это происходит крайне часто)
нам требуется нетрадиционный подход к решению проблем.
Например: А.Мы кушаем суп ложкой.
Б.В супе большой кусок мяса и ложкой его не подцепишь.
В.Что делать?
можно разделить мясо ножом и вилкой, при этом применив длинный алгоритм-
Мясо вынуть из тарелки на блюдо. Разрезать на мелкие кусочки. Обратно засунуть в тарелку.
Либо проявить нетрадиционный подход: Заточить край стальной ложки  и отрезать по маленьким кусочкам. (Кир Булычёв).
Какой бы странной не казалась идея, на первый взгляд, она может быть рациональной и интересной.
Креативная идея находится в стороне от привычных мыслительных тропинок. Только оформившись, креативная идея увязывается с рутинным мышлением. Идея должна работать. Изолированное решение может быть оригинально, но если идея не работает, то мы не можем её считать «креативной».
ТВОРЧЕСКАЯ ЛИЧНОСТЬ
1.Творческая личность распознаёт задачи,  ставит привычное под сомнение,  разведывает новые возможности.
2.Мыслит гибко. Располагает многими стилями мышления, ориентируется в различных областях. Широко образована.
3. Оригинальна комбинирует различные находки.
4.Работа приносит удовольствие. Особая черта: самомотивация.
5.Располагает превосходными ноу-хау. Потенциал эксперта.
6.Вынослива.
Особые черты ТЛ: упорство,  высокая стойкость к стойкость к фрустрации.
Энергичность, превосходящая средние показатели, не успокаивается на первом решении.
7. ТЛ всегда уверена в своих оценках.
Особые черты: фильтрует перспективные идеи, распознаёт удачные решения, имеет неподкупное чутьё на недостатки.
Качества присущие творческой личности требуют постоянного развития.
Студентам предлагаются тесты на креативность в качестве аудиторного задания ( здесь и далее аудиторные задания проводятся непосредственно во время лекции, семинара в отличии от СРС, которые задаются на дом.)
1.Все таксисты Ваньки. Какие последствия это может иметь для человека.
2.Десять способов обращения с консервной банкой.  3.Для чего нужен кирпич.
Некоторые люди считают, что
Заблуждение 1:Творчество рождается в хаосе.
Заблуждение 2:Специалисты креативными не бывают.
Заблуждение 3:Молодые люди и дети очень креативны.
Заблуждение 4:Все творческие люди ублюдки вне общества находящиеся.
Заблуждение 5:Я сам творческая личность и никаких методик мне не нужно
СРС: Студентам предлагается создать словесный  портрет творческой личности. Формат свободный: интервью, рассказ, репортаж и пр.

Лекция №2.Стадии творческого процесса, как технологии поиска решения творческой задачи.

Стадии творческого процесса
1.Определить цель
2.Обеспечить обзор (сбор информации).
3.Креативный прыжок
4.Оценить и доработать идею
5.Отстоять решение.
Все стадии подробно разбираются по очередно:
1.Определение цели и постановка задачи.
Что есть цель? Представьте  ситуацию: «Я иду в кино».
Какова моя цель при этом? Посмотреть фильм или хорошо провести время, или скушать поп корн, а может быть познакомиться с девушкой? В каждом конкретном случае решение задач для достижения цели будет различным.
2.Обеспечение обзора
Для того, чтобы понять каковы наши задачи и как их решить мы должны воспринять максимально возможный объем информации. При этом важно найти идеи, ведущие к достижению поставленной цели, а не решению конкретной задачи. Существует несколько методик позволяющих оптимизировать процесс сбора информации и постановки задач.
Одна из простых методик – метод прогрессирующего абстрагирования Эдварда де Боно.
Как видно из таблицы №1. в зависимости от  выбора альтернатив, дальнейшее развитие происходит дальнейшее развитие многих задач. Цель при этом остается прежней «повесить картину». Если «отодвинуть» цель  и поставить перед собой цель более общую: «украсить интерьер живописным изображением», то при этом количество альтернатив увеличивается. Картину можно поставить на подиум, подвесить на кронштейнах к потолку и т.д.
Концептуальный веер дает «двухмерное горизонтальное изображение» альтернатив.
Двухмерное вертикальное изображение представляет метод «лесенок- веревочек». Для этого метода представляем нашу цель как вершину- «крышу» дома. Все факторы помогающие решить проблему представим как «лесенки», а мешающие, как «веревочки». После того, как будут учтены все факторы, перед нами предстанет полная картина всех альтернатив ведущих к решению поставленной цели.
Трех мерное изображение дает «Ментальная карта». Цель при этом находится в середине листа, а альтернативы, положительно и отрицательно влияющие факторы будут располагаться на периферии.
Тони Бузан даёт несколько советов по заполнению ментальных карт.
1)начинаем с цветной картинки в центре листа.
2)записывай все слова заглавными буквами
3)все слова стоят на линиях, каждая линия связана с другими.
4)используется по одному ключевому слову на линию
5)вводить символы и картинки
6)использовать много цветов
7)игнорировать контролирующее мышление. Записывать всё, что придёт в голову.
Аудиторное задание – составить «концептуальный веер»
СРС – «ментальная карта». Цели при этом произвольно выбираются лекторам и различны у каждой из групп студентов.

Лекция №3. Мозговой штурм, как методика решения творческой задачи. Оценка идеи. Контрольная таблица Осборна.

Мозговой штурм, гибкая техника может найти применение во всех областях где требуется творческое мышление. Для брейншторма требуется 4-8 человек, модератор а также доска (тетрадь). После формирования одной , нескольких идей можно развить с помощью таблицы Освальда

 

 

 

 

 

есть иная возможность применения идеи?

 

 Привести в соответствие

 

Что схоже с этой идей, параллели, имитация

 

Изменить                             

 

Можно ли изменить значение, цвет форму и тд.

 

Увеличить

 

Сделать больше, толще, мощнее

 

 Уменьшить

 

Сделать меньше, тоньше, слабее

 

Заменить                            

 

Иначе организовать,  другое расположение, другое время

 

 Передвинуть

 

Поменять местами части, поменять причину и следствие

 

                           

 

Сделать наоборот

 

Противоположное идее, повернуть ситуацию на 180 градусов.Поменять роли, сделать в зеркальном отражении

 

Комбинировать

 

Сочетание этой идеи с другими,использовать в комплексе или разложить на части.

 

Трансформировать

 

Сжать, растянуть, сделать жёстким, мягким, превратить в бублик и тд.

 


































 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРАВИЛА МОЗГОВОГО ШТУРМА
1.Критика запрещена
Правила проведения мозгового штурма
1. критика запрещена 2.безрассудные идеи поощряются.
3 можно больше идей
4.подхватывайте и развивайте идеи других, комбинируйте предложение.
Варианты проведения мозгового штурма:
ПРОГРЕССИРУЮЩИЙ мозговой штурм –
обсуждения  в 5-10 минут .-оценка-5-10 минут. и далее опять мозговой штурм.
ДЕСТРУКТИВНО-КОНСТРУКТИВНЫЙ –
штурм разбит на два этапа
1.этап – высказываются все отрицательные моменты 
 - почему идея не может сработать, всё, что препятствует решению
2.этап - конструктивные предложения. Как обойти недостатки  системы.
Мозговой штурм проводится в группе из нескольких человек, но возможна и индивидуальная работа:

Методика «Три стула» Уолта Диснея
-стул мечтателя (на нём мы делаем самые сумасшедшие идеи)
-стул реалиста (на нём мы сумасшедшие идеи пытаемся внедрить)
-стул критика  (на нём мы критикуем идеи)
Главное не сидеть сразу  на двух стульях и чтобы голова не закружилась.
Попеременный мозговой штурм –
индивидуальное и коллективное обдумывание проблемы.
Роль модератора - привести всё в систему, не давать уйти от обсуждения идеи, но и не становиться препятствием для новых идей. А главное- всё записывать.
Используя методики модерации (брейнврайтинга) мы можем интенсифицировать поиск идей сделать их больше.
Аудиторное задание: студенты разбиваются на группы 3-5 человек и проводят «мозговой штурм» по предложенной теме. Цель задания – убедить студентов в малой эффективности применения одной методики мозгового штурма в отрыве от других методик.
Методики коллективных записей
1.Метод 6-3-5-
Шесть человек за пять минут должны написать три идеи на листочке . Затем передать следующему. В конце появляются до 6х3х6=108! Решений задачи. Оценка происходит также коллегиально, как и на мозговом штурме. В реалии количество решений меньше, так как у многих участников идеи могут быть сходные. При этом  Участник подчёркивает идею коллеги (ставит галочку или ёщё как-нибудь). Идеи набравшие больше всего галочек оцениваются отдельно .Это либо тривиальные либо гениальные идеи.
2.метод коллективных записей. Все кто может, записывают все варианты решения задачи. (форум в Интернете).
СРС: провести индивидуальный либо коллективный  мозговой штурм по одной из методик с обязательным изменением найденной идеи на таблице Освальда.

Лекция №4 Понятие «креативного прыжка» Эдварда де Боно

Эдвард де Боно  является автором  т.н. латерального (бокового)- мышления. Автор обращает внимание на то, что многие креативные  идеи обретаются нелогичным образом, но, тем не менее, кажутся лежащими на поверхности. Это не значит, что креативная идея может быть найдена путём логических умозаключений. Наше мышление суть река и рассматривая задачу с разных сторон, мы совершаем «креатиный прыжок» в сторону, дабы потом вернуться назад. Наше креативное мышление будет завершено тогда, когда сделаем «боковой рукав». Судоходным для нашего мышления. Наше мышление в дальнейшем без труда доставит нас в привычную точку, которую мы обнаружили при помощи креативного прыжка.
Многие методики и алгоритмы решений творческих задач лежат в рамках креативного прыжка.
Итак: уходим в сторону от повседневного, чтобы потом вернуться обратно.
Это ещё называется латеральным мышлением. В отличие от конвергентного (вертикального) мышления, дивергентное (латеральное) мышление.
Ассоциативное, идёт во многих направлениях, отходит от темы, находит новые способы, принимает принцип противоречий, принимает много оригинальных решений. Критические замечания препятствуют латеральному мышлению. При творческой работе как видно нужно уметь пользоваться обоими видами мышления.
Методики которые можно применить для КП мы будем рассказывать в дальнейшем.
Стадии КП.
1.Проведение креативных собраний или сеансов (самостоятельных)
А.Если идёт «мыслительная блокада», лучше сделать перерыв.
Б.Подсознание, получив импульс работает само и через некоторое время возможно «ОЗАРЕНИЕ».
В.Если все идеи кажутся неприемлемыми, нужно проанализировать, возможно, мы просто не замечаем хороших идей.
Получив некую идею следует проверить на контрольной таблице.
Аудиторное задание: студенты  составляют  контрольную таблицу и заполняют  её.

 

 

 

 

Реализуема ли идея

 

 

 

 

При каких условиях

 

 

 

В чём её польза

 

 

 

Каких она требует расходов

 

 

 

Какие последствия может иметь

 

 

 

По какой цене следует продавать

 

 

 

Поместить ссылку в
LiveJournal
Facebook
Twitter
ВКонтакте
Блоги Mail.Ru