Карта сайта
Обратная связь


РУФА.ru / Статьи / Закон / Механизм государственного регулирования рекламной деятельности

Механизм государственного регулирования рекламной деятельности

УФА-2009
Содержание:
Введение……………………………………………………………...…………..3
 
Глава 1. Государственное регулирование рекламной деятельности………4-10
1.1.           Задачи и основные принципы государственного регулирования рекламной деятельности……………………………………..…….…..4-6
1.2.           Механизм государственного регулирования рекламной деятельности: понятие, состав, методы...………………………………….…………7-10
 
Глава 2. Нормативно-правовые основы регулирования рекламной деятельности и государственный контроль………………………...11-32
2.1. Федеральный закон «О рекламе» и его значение в регулировании рекламной деятельности…………………………………..…..............11-20
2.2. Другие законы, нормативные и правовые акты, обеспечивающие правовое регулирование рекламной деятельности..................……...21-23
2.3. Федеральный антимонопольный орган и его полномочия по государственному контролю в области рекламной деятельности....24-31
Заключение………………………………………………………………...…31-32
Список источников литературы………………………...…………………..33-35
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Введение
Государство, предоставляя субъектам рекламной сферы свободу деятельности, должно осуществлять контроль рекламного рынка, совершенствовать его административно-правовое регулирование, поскольку исключение государства из состава субъектов рекламных правоотношений чревато серьезными негативными последствиями, как для рыночных отношений в частности, так и для общества в целом. В этой связи, исследование рекламной деятельности в системе правовых объектов науки управления, выявление пробелов и противоречий в действующем законодательстве и создание теоретически обоснованных рекомендаций по их устранению, представляется актуальным и своевременным.
В основе данного доклада систематизированы положения общей теории права и государства с учетом достижений науки административного, информационного, гражданского, предпринимательского и других отраслей права.
Эмпирической базой являются рабочие материалы судебных органов РФ, налоговых органов РФ, Федеральной антимонопольной службы России, Управления Федеральной антимонопольной службы России по Республике Башкортостан.
Анализ материалов Федеральной антимонопольной службы России, Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан, позволил представить практические результаты осуществления контрольных функций со стороны органов государственной власти и управления за рекламной деятельностью как в России в целом, так и в Республике Башкортостан – в частности.
 
 
 
 
 
Глава 1. Государственное регулирование рекламной деятельности
1.1.          Задачи и основные принципы государственного регулирования рекламной деятельности
 
Рекламная деятельность является важным элементом рыночных отношений, способствующим развитию конкуренции в нашей стране. Задача же государственного регулирования - сделать так, чтобы эта конкуренция была добросовестной, достоверной и проходила в строго заданных рамках. Именно поэтому государственное регулирование рекламной деятельности ориентировано, на то, чтобы позволить хозяйствующим субъектам размещать или распространять о себе рекламу, а с другой стороны, обеспечить интересы их контрагентов, конкурентов и не допустить недостоверности, некорректности и недобросовестности в отношении них.
Государственное регулирование рекламной деятельности является необходимым элементом развития общественной системы, разновидностью социального управления, регулирующего социально значимые процессы. Государство создает правовую базу функционирования рыночной системы, обеспечивает законный статус частного предпринимательства, учреждений и организаций государственного и негосударственного сектора, рекомендует и формирует нормы правоотношений между предприятиями, поставщиками ресурсов и потребителями. На основе законодательства государство получает возможность выполнять функции арбитра в области экономических связей, выявлять случаи преступной экономической деятельности и применять власть для наложения соответствующих санкций.
Основным инструментом осуществления государственного контроля над рекламной деятельностью является законодательная база. Законодательные органы издают законы, а исполнительные органы власти – указы и постановления, в которых определяются правовые нормы рекламной деятельности. Правовые нормы могут носить характер разрешения или запрета. Запрещающие положения законодательных актов фиксируют конкретные формы ответственности рекламодателей за их нарушения. Нарушения законов в рекламной деятельности влечет за собой ответственность, которая определяется соответствующими законами или нормативным актами.
Запретительные меры в рекламе государство связывает с заботой о физическом и духовном здоровье своих граждан. Ярким проявлением этого в России является запрет на размещение рекламы наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров; взрывчатых веществ и материалов, за исключением пиротехнических изделий; органов и (или) тканей человека в качестве объектов купли-продажи и т.д. Ряд запретительных актов государственной власти связан с заботой о детях, особенно об их психическом здоровье. Поэтому предусмотрены запреты на использование образов несовершеннолетних в рекламе алкогольной продукции, пива, табака и табачных изделий, азартных игр и пари, оружия и продукции военного назначения. И хотя многие рекламодатели бывают, недовольны слишком жесткими, по их мнению, запретами, часто государство настоятельным образом рекомендует их соблюдение.
Государство особое внимание уделяет регулированию деятельности рекламодателей, связанной с товарами, представляющими потенциальную опасность для потребителя. Прежде всего, в законодательных актах выделяются медицинские препараты и оборудование, фармацевтические и косметические, некоторые пищевые товары. Государственные органы осуществляют контроль за содержанием текста, наличием положительного отзыва специальной экспертизы, в ряде случаев – документального доказательства. Текст рекламного объявления для таких товаров должен соответствовать утвержденным стандартам и спецификациям. Запрещается приводить необоснованные утверждения, ссылаться на авторитеты, продавать одни товары под видом других и т.д. Отсутствие необходимых отзывов государственных служб рассматривается как факт грубого нарушения рекламодателем законов и влечет правовые санкции.
Вопросы ответственности за нарушения рекламного законодательства лежат в ведении в большей степени антимонопольного органа или в исключительных случаях могут быть оспорены в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня вынесения решения, выдачи предписания. Причем подача заявления о признании недействительным решения, предписания антимонопольного органа не приостанавливает исполнения решения, предписания, если судом или арбитражным судом не будет вынесено определение о приостановлении исполнения решения, предписания.
Весьма важным является положение о том, что лица, права и интересы которых нарушены в результате распространения ненадлежащей рекламы, вправе обращаться в установленном порядке в суд или в арбитражный суд, в том числе с исками о возмещении убытков, включая упущенную выгоду, о возмещении вреда, причиненного здоровью физических лиц и (или) имуществу физических или юридических лиц, о компенсации морального вреда, а также о публичном опровержении недостоверной рекламы.
Закон устанавливает также, что в случае установления антимонопольным органом факта распространения недостоверной рекламы и при выдаче соответствующего предписания антимонопольный орган вправе обратиться в установленном порядке в суд или арбитражный суд с иском к рекламодателю о публичном опровержении недостоверной рекламы (контррекламе) за счет рекламодателя. При этом суд или арбитражный суд определяет форму, место и сроки размещения такого опровержения.
Государство как субъект правовой деятельности в сфере рекламы обеспечивает режим защиты потребителя от недобросовестной конкуренции, оберегает последнего от заблуждения и нанесения вреда его здоровью, чести и достоинству, деловой репутации организации.
Становится очевидным, что грамотно выстроенная система правового регулирования не только не ограничивает свободу действующего субъекта, но и напротив, придает этой деятельности открытый, динамичный характер.
1.2.          Механизм государственного регулирования рекламной деятельности: понятие, состав, методы
 
Механизм государственного регулирования рекламной деятельности – это система типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемая правомочными государственными учреждениями, которая включает следующие важнейшие составляющие:
§     нормативное регулирование;
§     деятельность административных органов по контролю за соблюдением законодательства и применению административной ответственности к нарушителям;
§     деятельность судебных органов по разрешению споров в сфере рекламной деятельности и применению ответственности за нарушение законодательства о рекламе;
§     деятельность органов власти субъектов Российской Федерации и муниципальных органов по регулированию ответствующих аспектов рекламной деятельности на своих территориях;
§     государственная регистрация участников экономических отношений, отдельных сделок и прав;
§     государственная регистрация отдельных видов товаров;
§     государственная регистрация товарных знаков, знаков обслуживания и наименований мест происхождения товаров;
§     лицензирование отдельных видов экономической деятельности;
§     обязательная сертификация отдельных товаров;
§     управление государственной собственностью;
§     государственная защита нарушенных прав и интересов;
§     налоговое регулирование.
Субъектом государственного регулирования рекламной деятельности выступает государство, общественные организации, законодательные органы. Объектом — экономические, организационные и управленческие отношения в сфере рекламы.
Цели государственного регулирования, находясь в тесной взаимосвязи, разделяются на цели стратегические и тактические. Приоритетными стратегическими целями являются: обеспечение экономической и социальной стабильности рекламного рынка, экономической безопасности, конкурентных преимуществ. Тактическими (конкретными) целями регулирования являются: становление рыночных отношений в сфере рекламы; формирование целостной системы рекламного обслуживания для наиболее полного комплексного обслуживания потребностей населения и запросов местного рынка труда; создание нормативно-правовой базы, обеспечивающей эффективное функционирование и развитие рекламной деятельности.
Таким образом, механизм государственного регулирования рекламной деятельности направлен на достижение следующих наиболее важных целей:
§     развитие рынков товаров, работ и услуг на основе соблюдения принципов добросовестной конкуренции;
§     обеспечение в Российской Федерации единства экономического пространства;
§     реализация права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы;
§     предупреждение нарушения законодательства о рекламе;
§     пресечение фактов ненадлежащей рекламы.
В целом основная задача государственного регулирования заключается в поддержании стабильности рекламного рынка и обеспечении его социальной направленности, что может быть реализовано с помощью определенных принципов. В условиях социально ориентированной рыночной экономики основными принципами являются: динамичность, системность, стабильность, адаптивность, гибкость, рациональность, оперативность, ответственность, достоверность, эффективность. Принципы механизма регулирования рекламы необходимо соотносить с теми приоритетами, на которые необходимо обратить внимание в первую очередь.
Непосредственно с целями и приоритетами связаны общие и частные функции государственного регулирования рекламы. В системе государственного регулирования рекламы среди общих функций важнейшей можно считать создание экономико-правовых условий функционирования механизма регулирования.
Основными функциями рекламного права являются:
§     упорядочивание и регулирование отношений в сфере рекламы (регулятивная функция);
§     защита от недобросовестной конкуренции в области рекламы, предотвращение и пресечение ненадлежащей рекламы (охранительная функция);
§     создание условий для эффективного решения с помощью рекламы экономических, социальных и общественно-политических задач (воспитательная и организационная функции).
Государство, осуществляя регулирование общественных отношений, использует систему методов и инструментов, которые меняются в зависимости от задач регулирования, материальных возможностей государства, накопленного опыта регулирования.
Прямые методы предполагают вмешательство государства в функционирование рыночного механизма, в частности, в процессы ценообразования, политику доходов. При государственном регулировании рекламного рынка используются классические средства, опосредующие прямой метод государственного регулирования экономических отношений:
§     государственная регистрация субъектов предпринимательской деятельности;
§     государственная регистрация средств массовой информации;
§     лицензирование;
§     защита конкуренции на рекламном рынке;
§     установление обязательных стандартов и нормативов;
§     выдача разрешений на размещение рекламы.
Косвенные методы — осуществление косвенного воздействия на рыночные условия посредством мероприятий финансовой и кредитно-денежной политики, налогообложением, субсидированием, стимулированием экспорта, валютными мерами, индикативным планированием и другими мерами воздействия. Государственное регулирование рекламных отношений характеризуется применением следующих средств, опосредующих косвенный метод регулирования:
§     установление единого налога на вмененный доход с деятельности по размещению наружной рекламы и порядка учета расходов на рекламу при исчислении налога на прибыль организаций;
§     установление базовой ставки и порядка расчета размера оплаты за право размещения средств наружной рекламы на объектах государственной и муниципальной собственности;
§     создание системы саморегулируемых организаций в области рекламы;
§     создание системы экспертных организаций, уполномоченных давать заключения по вопросу соответствия проектной документации средства наружной рекламы действующим стандартам и нормативам;
§     проведение конкурсов и аукционов на право размещения наружной рекламы на объектах государственной и муниципальной собственности.
Также используется методы институционального и функционального регулирования отношений, возникающих в процессе производства, размещения и распространения рекламы. Методы функционального регулирования связаны с установлением правил совершения определенных операций и во многом смыкаются с вопросами деловой этики и обычаев делового оборота.
Глава 2. Нормативно-правовые основы регулирования рекламной деятельности
2.1. Федеральный закон «О рекламе» и его значение в регулировании рекламной деятельности
 
Рекламное право представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих отношения в сфере производства и распространения рекламы, оно не является самостоятельной отраслью правовой системы России. Нормы, регулирующие отношения в сфере рекламы, входят в состав различных правовых отраслей. Однако большая часть этих норм относиться к конституционному, гражданскому и административному праву.
Важнейшими нормативными актами, регулирующими отношения в сфере рекламы, являются:
§     Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях;
§     Гражданский кодекс Российской Федерации;
§     Федеральный закон от 13 марта 2006 г. №38-ФЗ «О рекламе»;
§     Закон Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. №2300-1 «О защите прав потребителей»;
§     Федеральный закон от 26 июля 2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции»
§     Постановление Правительства РФ от 30 июня 2004 г. №331 «Об утверждении Положения о Федеральной антимонопольной службе»;
§     Постановление Правительства РФ от 17 августа 2006 г. №508 «Об утверждении правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе»
§     ГОСТ Р 52044-2003. «Наружная реклама на дорогах и территориях городских и сельских поселений. Общие технические требования к средствам наружной рекламы. Правила размещения» (принятый постановлением Госстандарта РФ от 22 апреля 2003 г. N 124-ст);
§     Решение Совета городского округа города Уфы Республики Башкортостан «О едином налоге на вмененный доход для отдельных видов деятельности» от 15.11.2007 г. № 29/14 (в ред. Решения Совета городского округа г. Уфа РБ от 02.10.2008 № 8/5).
Основным законодательным актом, регулирующим отношения в сфере рекламы, является Федеральный Закон Российской Федерации «О рекламе» № 38 - ФЗ от 13 марта 2006 года.
Федеральный Закон «О рекламе» регулирует отношения, возникающие в процессе производства, размещения и распространения рекламы на рынках товаров, работ, услуг Российской Федерации, включая рынки банковских, страховых и иных услуг, связанных с пользованием денежными средствами граждан (физических лиц) и юридических лиц, а также рынки ценных бумаг.
Состав законодательства. После вступления в силу, в основном с 1 июля 2006 года, Федерального закона «О рекламе» №38-ФЗ состав федерального законодательства о рекламе изменился принципиально. В настоящее время федеральное законодательство о рекламе состоит из Федерального закона «О рекламе», который, в том числе, обязывает при производстве, размещении и распространении рекламы соблюдались требования законодательства Российской Федерации.
Сфера применения закона. Из сферы применения Федерального закона «О рекламе» исключены политическая реклама и предвыборная агитация.
Некоторые виды информации и публичных материалов не регулируются законодательством о рекламе при условии, что они не содержат сведения рекламного характера. Это относится к сообщениям органов государственной власти, местного самоуправления, муниципальных органов, вывескам и указателям. Не регулируется законодательством о рекламе объявления физических или юридических лиц, не связанные с осуществлением предпринимательской деятельности. Вне закона «О рекламе» остается информация и оформление товара и его упаковки, не относящиеся к другому товару.
Маркетинговая коммуникация типа продукт-плейсмент также исключена из регулирования законодательством о рекламе при соблюдении двух условий. Первое, органичная интегрированность в произведение науки, литературы или искусства упоминания о товаре, средствах его индивидуализации, изготовителе или продавце. Второе, упоминание о товаре, средстве его индивидуализации, изготовителе или продавце не должны сами по себе являться сведениями рекламного характера.
Требования, установленные для рекламы отдельных видов товаров, распространяются на рекламу средств индивидуализации их изготовителей или продавцов. Исключение сделано только для рекламы средств индивидуализации товара, его изготовителя или продавца, если такая реклама явно не относиться к товару, реклама которого законодательно ограничена.
Определения. Как и ранее, определение рекламы изложено в законе в наиболее общей форме. Дополнительно введено понятие «объект рекламирования», который включает товар, средства его индивидуализации, изготовителя или продавца товара, результаты интеллектуальной деятельности или мероприятия. Эти два понятия в совокупности и определяют, что понимает законодатель под термином «реклама».
Рекламодатель в новом законе указан как лицо, определившее объект рекламирования и/или содержание рекламы. Рекламопроизводитель и рекламораспространитель осуществляют соответственно, приведение рекламной информации в готовую для распространения форму и распространение рекламы любым способом. Лица, на привлечение внимания которых к объекту рекламирования направлена реклама, являются потребителями рекламы. Таким образом, все четыре участника отношений в сфере рекламы определены в общем виде.
Общие требования к рекламе. Законом запрещается недостоверная и недобросовестная реклама. В категорию недобросовестной попадают некорректные сравнения; реклама, которая порочит честь, достоинство или деловую репутацию неких лиц; реклама, являющаяся актом недобросовестной конкуренции. Также в эту категорию включена реклама, осуществляемая подвидом рекламы другого товара, товарный знак которого запрещен или ограничен.
Реклама, содержащая информацию, не соответствующую действительности, признается недостоверной. В законе приведен перечень сведений, которым применяется эта норма. Ранее действовавшая норма, запрещавшая использование в рекламе не подтвержденных документально терминов в превосходной степени, трансформирована новой редакцией закона в запрет указывать преимущества рекламируемого товара перед другими, если эти преимущества не соответствуют действительности.
К этическим требованиям, хотя они и не указаны как таковые, могут быть отнесены запреты призывов в рекламе к насилию и жестокости и, в какой-то степени, побуждения к совершению противоправных действий, а также формирования негативного отношения к лицам, не пользующимся рекламируемыми товарами. Бранные слова, непристойные и оскорбительные образы, сравнения и выражения в рекламе не допускаются.
В качестве отдельной группы можно выделить разнородные по характеру, общие требования к рекламе. Это, например, запрет демонстрировать процесс потребления табака, алкоголя и пива; указывать, что объект рекламирования одобряется госорганами; использовать образы медработников, в том числе, в рекламе лекарств и медтехники; указывать на лечебные свойства товаров, кроме рекламы лекарств, медуслуг и медтехники.
Введение потребителя в заблуждение и искажение смысла информации не допускается в связи с отсутствием в рекламе части существенной информации. Реклама не должна оказывать неосознаваемое потребителем рекламы воздействие на их сознание. Запрещается реклама в школьных тетрадях и учебниках для общего начального и основного образования.
Специальные требования. В новой редакции практически сохранены нормы защиты несовершеннолетних в рекламе. Исключено только положение, которое ранее запрещало использовать образы несовершеннолетних в рекламе товаров, непосредственно для них не предназначенных. Особо необходимо отметить сохранение запрета на показ несовершеннолетних в опасных ситуациях, так как эта норма является достаточно «востребованной». Обращаться к несовершеннолетним и использовать их образы запрещено в рекламе алкогольной продукции, пива и табака и оружия (в рекламе лекарственных средств и игр, основанных на риске, нельзя обращаться к несовершеннолетним).
В законе приводится также перечень товаров, реклама которых не допускается. Эти положения в значительной степени основываются на законодательстве РФ и являются вполне логичными. Так, например, нельзя рекламировать товары, для которых необходима государственная регистрация и сертификация, получение лицензий и иных специальных разрешений, если таковые отсутствуют. При этом рекламодатель по требованию рекламораспространителя должен предоставить документальное подтверждение о соответствии рекламы требованиям законодательства РФ о рекламе, в том числе о наличии лицензий, сертификатов и государственной регистрации.
Для социальной рекламы установлен широкий круг лиц, которые могут выступать рекламодателями. Органы государственной власти размещают заказ на производство и распространение социальной рекламы в соответствии с законодательством РФ. Для рекламораспространителя обязательной является 5% норма для распространения социальной рекламы. Распространения социальной рекламы осуществляется на основании договора. В социальной рекламе не допускается упоминание товаров, средств индивидуализации, физических и юридических лиц, исключение сделано только для органов государственной власти и местного самоуправления.
Рекламные материалы должны храниться в течении года со дня последнего распространения рекламы.
Способы распространения рекламы. Нормы об объемах телевизионной рекламы, чистоте и длительности прерывания телепередач, которые носят количественных характер, широко известны.
В объем рекламы включается как прерывание рекламой, так и совмещение рекламы, в него входят телемагазины и спонсорская реклама. Законом установлено, что телевизионная реклама должна предваряться сообщением о последующей ее трансляции. Реклама запрещена в религиозных телепередачах и передачах короче 15 минут, однако, в их начале и конце допускается спонсорская реклама. В детских и образовательных передачах реклама разрешается с определенными ограничениями.
Реклама не допускается в дни траура, объявленные в Российской Федерации. Ограничение рекламы для отдельных видов товаров в телепрограммах не распространяется на рекламу, размещенную в месте события, транслируемого в прямом эфире или в записи, а также на рекламу по платным телеканалам с применением декодирующих устройств. Информация о телепередачах, логотип телепрограммы и информация о ней не регулируются статьей закона о рекламе в телепрограммах и телепередачах.
В не специализирующихся на рекламе периодических печатных изданиях размещение рекламы должно сопровождаться пометкой «реклама» или «на правах рекламы». Разрешенный объем рекламы в них составляет 40% от объема издания.
Распространение рекламы по сетям электросвязи допускается только при предварительном согласии абонента, рассылка в режиме автоматического дозвона запрещена. При справочном телефонном обслуживании реклама должна представляться только после справки, при этом время ее распространения не должно учитываться в стоимости услуги телефонной связи.
Закон содержит статью о наружной рекламе, которая регламентирует распространение наружной рекламы и определяет порядок размещения рекламных конструкций, а также возникающие в связи с этим правоотношения. В статье, регулирующей рекламу на транспортных средствах, наиболее интересной является часть, которая не признает рекламой размещение на транспортных средствах отличительных знаков, указывающих на их принадлежность каким-либо лицам.
Реклама отдельных товаров. Реклама алкогольной продукции и табака разрешается только внутри газет и журналов для совершеннолетних и в местах продаж. На содержание рекламы этой продукции налагается ряд ограничений, в том числе по защите несовершеннолетних. Запрещено использовать в рекламе данных товаров утверждения, что их употребление имеет важное значение для достижения общественного признания, профессионального, спортивного или личного успеха, либо способствует улучшению физического или эмоционального состояния.
Последняя норма действует в отношении рекламы пива. Кроме того, в рекламе пива запрещается использовать образы людей и животных, включая приемы анимации. Реклама пива ограничена по времени в теле- и радиопрограммах, при кино- и видеообслуживании, она запрещена в печатных изданиях, в радио- и телепередачах, аудио- и видеопродукции для несовершеннолетних, в СМИ, специализирующихся на образовании, охране здоровья и экологии, а также в организациях образования, медицины, в детских, спортивных учреждениях и так далее.
Реклама алкогольной продукции также не должна размещаться с использованием технических средств стабильного территориального размещения (рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых на крышах, внешних стенах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений. Реклама алкогольной продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, в каждом случае должна сопровождаться предупреждением о вреде их чрезмерного потребления.
Рекламные акции, сопровождающиеся раздачей образцов таких товаров, разрешены только в организациях (местах), где осуществляется их розничная продажа. К таким акциям не допускается привлечение несовершеннолетних (как их участие, так и предложение им образцов).
Реклама табака и других подобных товаров, не должна осуждать воздержание от курения и в каждом случае должна сопровождаться предупреждением о вреде курения, причем такому предупреждению должно быть отведено не менее чем десять процентов рекламной площади.
Реклама лекарственных средств допускается при выполнении определенных требований в отношении ее содержания. В том числе, запрещены ссылки на конкретные случаи излечения, выражения благодарности и утверждения или предположения о наличии у потребителей рекламы заболеваний. Нельзя создавать впечатления о ненужности обращения к врачу и необходимости применения лекарства. Согласно закону реклама лекарств может содержать только информацию из утвержденных в установленном порядке инструкций по применению. Реклама лекарств должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний и включать указание на необходимость ознакомления с инструкцией или консультации у специалистов. В рекламе лекарств не допускается использование образов медицинских работников. Реклама рецептурных лекарственных средств разрешается на специализированных мероприятиях и в печатных изданиях для медиков.
Реклама основанных на риске игр должна содержать сроки проведения игры и источник информации об организаторе, правилах, призовом фонде. Содержание рекламы игр ограничено несколькими требованиями, например, нельзя использовать образы людей и животных, создавать впечатление, что игра является способом заработка, что получение выигрышей гарантировано, преуменьшать степень риска. Такая реклама имеет ограничения по способу, месту и времени распространения.
В рекламе финансовых услуг должно присутствовать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги. В рекламе банковских, страховых и иных финансовых услуг не должно быть гарантий будущей доходности. Если в такой рекламе сообщается одно из условий оказания услуг, влияющих на доходы или расходы, которые понесут лица, пользующиеся услугами, то запрещается умалчивать об иных условиях, влияющих на доходы или расходы.
Контроль соблюдения закона. Государственный контроль за соблюдением законодательства РФ о рекламе осуществляет Федеральная антимонопольная служба России и ее территориальные управления. ФАС РФ имеет право, в том числе, выдавать предписания о прекращении нарушения законодательства и предписания об отмене актов органов исполнительной власти федерального уровня, субъектов РФ и местного самоуправления, противоречащих законодательству РФ о рекламе. Хозяйствующие субъекты и органы исполнительной власти обязаны представлять антимонопольному органу информацию, необходимую для осуществления им государственного контроля за соблюдением законодательства РФ о рекламе.
Законом «О рекламе» установлены нормы в отношении решений и предписаний антимонопольного органа в связи с нарушением законодательства РФ о рекламе. Решения, предписания антимонопольного органа могут быть оспорены в суде или арбитражном суде, однако подача заявления в суд не приостанавливает исполнение решения, предписания, если судом не вынесено такое определение. Постановление о применении мер административной ответственности может быть обжаловано, оспорено в установленном законодательством порядке.
Ответственность. Федеральный закон «О рекламе» устанавливает ответственность рекламодателя за нарушение большей части общих и специальных требований к рекламе. Рекламодатель также несет ответственность за соблюдение большей части требований в отношении содержания рекламы отдельных видов товаров.
Рекламораспространитель несет ответственность за нарушение части общих и специальных требований к рекламе и за соблюдение норм, регулирующих отдельные способы распространения рекламы, а также требования к распространению (размещению) рекламы отдельных видов товаров, наличие предупредительных надписей и/или обязательных сведений. Ответственность за скрытую рекламу и размещение рекламы в школьных учебниках и тетрадях несут рекламораспространители.
Ответственность за соблюдение требований некоторых положений закона несут рекламодатели и рекламораспространители, в частности, это относится к соблюдению норм рекламы стимулирующих мероприятий, дистанционных способов продажи товаров, товаров, реклама которых запрещена, некоторых предупредительных надписей, сроков хранения рекламных материалов и т.д.
Рекламопроизводитель в пределах ответственности рекламодателя и рекламораспространителя несет ответственность, если будет доказано, что нарушение произошло по его вине.
Саморегулирование. Под саморегулируемой организацией понимается объединение рекламодателей, рекламопроизводителей и рекламораспрстранителей, созданное в форме ассоциации, союза или некоммерческого партнерства. Организация саморегулирования имеет право участвовать в рассмотрении антимонопольным органом дел по признакам нарушения его членами законодательства о рекламе, обжаловать в арбитражном суде нормативные правовые акты. Такая организация в праве устанавливать и контролировать соблюдение правил профессиональной деятельности в сфере рекламы, включая профессиональную этику, осуществлять контроль выполнения требований федерального законодательства о рекламе, рассматривать жалобы на действия членов организации.
2.2.          Другие законы, нормативные и правовые акты, обеспечивающие правовое регулирование рекламной деятельности
 
Назовем и раскроем содержание основных правовых актов, составляющих вместе с Законом о рекламе законодательство Российской Федерации о рекламе.
Закон РФ от 27 декабря 1991 г. №2124-1 «О средствах массовой информации». В отношении рекламной деятельности действуют нормы, заложенные в следующих статьях:  ст. 1. «Свобода массовой информации», ст. 3. «Недопустимость цензуры», ст. 4. «Недопустимость злоупотребления свободой массовой информации», ст. 58. «Ответственность за ущемление свободы массовой информации».
Закон РФ от 17 января 1992 г. №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» возлагает (помимо антимонопольных органов) государственный контроль в области рекламы на органы прокуратуры.
Федеральный закон от 8 января 1998 г. №3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах». В ст. 46. «Запрещение пропаганды в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров» освещается порядок ограничения рекламы и освещения информации об обороте наркотических и психотропных веществ.
Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». Положения, регулирующие порядок защиты ребенка от недобросовестной рекламы, заключены в ч.1 ст.14 «Защита ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию».
Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 г. N 136-ФЗ. В ст. 90. «Земли транспорта» рассматривается порядок использования этих земель для размещения рекламы.
Федеральный закон от 25 апреля 2002 г. № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств». В ч.1 ст. 22 «Особенности осуществления страховщиками операций по обязательному страхованию» раскрываются особенности осуществления страховщиками операций по обязательному страхованию. Организация заключения договоров обязательного страхования и размещение рекламы услуг конкретных страховщиков по обязательному страхованию в помещениях и на территориях, занимаемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления, запрещаются.
Федеральный закон от 29 ноября 2001 г. № 156-ФЗ «Об инвестиционных фондах». В ч. 3 ст.51 «Требования к содержанию распространяемой, предоставляемой или раскрываемой информации» устанавливаются требования к содержанию распространяемой или публикуемой информации.
Федеральный закон от 5 марта 1999 г. № 46-ФЗ «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг». Часть 1 ст.5 накладывает ограничения, связанные с эмиссией и обращением ценных бумаг.
Федеральный закон от 7 мая 1998 г. № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах». Статья 36.27 вводит ограничение маркетинга в фондах осуществляющих деятельность по обязательному пенсионному страхованию.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ. В следующих статьях Кодекса раскрыты положения, касающиеся применения рекламы в различных сферах жизнедеятельности и определены меры административной ответственности за допущенные нарушений: ст. 4.5, ч. 1. «Давность привлечения к административной ответственности»; ст. 5.9. «Нарушение в ходе избирательной компании условий рекламы предпринимательской иной деятельности»; ст. 5.12. «Изготовление, распространение или размещение агитационных материалов с нарушением требований законодательства о выборах и референдумах»; ст. 6.13 «Пропаганда наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров»; ст. 11.21 «Нарушение правил использования полосы отвода и придорожных полос автомобильной дороги».
Статья 14.3 «Нарушение законодательства о рекламе».
Нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц – от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц – от сорока тысяч до пятисот тысяч рублей.
Законом РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – Закон о защите прав потребителей) закреплены права потребителей на получение информации о товаре, работе, услуге, продавце, изготовителе, исполнителе. Эта информация должна быть достоверной, в противном случае наступает ответственность рекламодателя не только за ненадлежащую рекламу, но и за нарушение прав потребителей. Следующие статьи составляют и нормы рекламного права: ст. 8. «Право потребителя на информацию об изготовителе (исполнителе, продавце) и о товарах (работах, услугах)»; ст. 9. «Информация об изготовителе (исполнителе, продавце)»; ст. 10 «Информация о товарах (работах, услугах)».
Разработка рекламного законодательства на переходном этапе развития России осуществлялась в предельно короткие сроки, как реакция государственных структур на возникающие конфликтные ситуации. Процесс развивался от закрепления отдельных правовых норм в законодательных и нормативных актах, опосредованно связанных с рекламной деятельностью, до создания основного Федерального закона «О рекламе».
 
 
 
 
2.3. Федеральный антимонопольный орган и его полномочия по государственному контролю в области рекламной деятельности
 
Федеральная антимонопольная служба создана в соответствии с Указом Президента России № 314 от 9 марта 2004. Положение о Федеральной антимонопольной службе принято Правительством России 29 июля 2004 г. ФАС России - федеральный орган исполнительной власти, руководство деятельностью которого осуществляет Правительство Российской Федерации.
Федеральная антимонопольная служба в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, а также Положением о Федеральной антимонопольной службе.

Автор: Петрова Л.Р. Трофимова Р.О.


Поместить ссылку в
LiveJournal
Facebook
Twitter
ВКонтакте
Блоги Mail.Ru