Карта сайта
Обратная связь


РУФА.ru / Статьи / Интернет / Новая книга Мити Харшака

Новая книга Мити Харшака

Вышла книжка "Графическая археология", идея - Мити Харшака и Ольги Флоренской. Они же - в числе авторов.  Основоположником науки "Графическая археология" - Ольга Флоренская. Именно она ввела в обращение термин «бытовой шрифт» для обозначения непрофессиональной уличной шрифтовой графики. Авторские права на сам термин «Графическая археология» принадлежат Мите Харшаку. "Графическая археология - одна из самых неточных наук, не чета математике. В поле зрения графической археологии попадают граффити и бытовые надписи: «Машины не ставить, штраф — лопатой по стеклу!», «Выгул собак воспрещен и неэтичен», «Пункт приема стеклотары во дворе» и прочие графические изыски современной городской среды. Материал ее может быть циничным или романтичным, чистым искусством или чистой функцией, но в любом случае — это тот пласт графической культуры города, который видят все, но по-настоящему замечают немногие" (с) Митя Харшак. В книжке опубликованы экземпляры из коллекции Ольги Флоренской - таблички, уличные надписи, объявления, собранные в разных странах мира. Опубликованы "Прогулки по городу" Мити Харшака, работы Юрия Гулитова в области шрифтовой графики - шрифты разработаны на основе уличных надписей, коллекции граффити фотографов. 

      

                         

 

Сборник научно-исследовательских трудов и учебно-методических материалов «От психологии бытового шрифта к графической археологии» объединил пятерых скрупулезных и внимательных собирателей графических примет городского настоящего — Ольгу Флоренскую, Юрия Гулитова, Юрия Молодковца, Олега Шагапова и Митю Харшака. Будучи представителями различных научных школ, эти исследователи городской среды объединены общностью взглядов на роль «бытового шрифта» (сopyright — О.Ф.) в современной культуре. Сборник в полной мере раскрывает эволюцию исследовательских позиций в рассмотрении бытового шрифта с момента возникновения интереса к этому явлению в конце восьмидесятых, во время расцвета художественной группы «Митьки» до положения дел на сегодняшний день, когда направление «Графической археологии» активно вводится в учебный процесс графических кафедр московских и санкт-петербургских вузов.Основоположником научного направления заслуженно считается Ольга Флоренская. Её книга «Психология бытового шрифта», воспроизводимая в настоящем сборнике с позднейшими исправлениями и добавлениями, сыграла важнейшую роль в пробуждении интереса широкого круга ученых и краеведов-любителей к сфере уличной графики и послужила отправной точкой для многих последующих исследований. Наглядным примером может служить то, что знакомство автора этих строк с Ольгой Флоренской состоялось после того, как ваш покорный слуга — тогда еще совсем молодой ученый, опубликовал рецензию на книгу О.Ф. «Психология бытового шрифта». Рецензия была благосклонно воспринята как автором труда, так и научной общественностью. Но тогда еще никто не мог предположить, что десятилетие спустя, в обиход будет введен термин «графическая археология» (сopyright — М.Х.), как определение еще более широкой сферы исследований средовой графики, а деятельность двух ученых послужит основой для заглавия уже более объемного труда «От психологии бытового шрифта к графической археологии». Исследовательский путь, пройденный Ольгой Флоренской в собирании, каталогизации и систематизации явления бытового шрифта заложил основы понятийного и категорийного аппарата, используемого сегодня в изучении графической археологии. Натурный опыт, связанный с экспедициями по России, Франции, Италии, США и другим странам мира дал Ольге Флоренской возможность собрать богатейшую коллекцию образцов бытового шрифта. Уверен, что в будущем всю научную общественность ждут ещё более захватывающие результаты исследовательской деятельности О. Флоренской.Также один из видных деятелей графической археологии — московский ученый и выдающийся педагог Юрий Гулитов раскрывает в данном сборнике свою точку зрения на роль уличной шрифтовой графики в современном дизайне. Его новаторские эксперименты, как в сфере собственного творчества, так и в работе с учениками являются еще одним из краеугольных камней в основании учения о графической археологии. Налицо не только стратегическая, но и тактическая общность научных подходов О. Флоренской и Ю. Гулитова в изучении бытового шрифта. Оба автора применяют данные исследований в своей художественной практике. Как пишет О. Флоренская в предисловии к своей книге: «В моем собственном  “фирменном” шрифте <…> с изрядной долей иронии обыгрывались характерные элементы “заборных” надписей (вроде разомкнутого контура буквы Д или сочетания прописных и печатных букв в одном слове)». Юрий Гулитов также трансформирует бытовой шрифт, почитая его за отправную точку в своих собственных работах и творческих экспериментах с учениками. Результатом являются яркие, острые произведения дизайна, находящиеся на самом пике графической актуальности. Вот как о деятельности Ю. Гулитова в сфере графической археологии пишет Сергей Иванович Серов: «Он (Ю. Гулитов — прим. ред.) начинал исследовать всё это в рамках диссертации на тему «Непрофессиональные формы шрифтовой графики в современном графическом дизайне» во ВНИИТЭ, Всероссийском, тогда ещё Всесоюзном, научно-исследовательском институте технической эстетики. Начинал почти сразу после Харьковского художественно-промышленного института. Но глубокая, неисчерпаемая тема потребовала не научно-исследовательского, а художественно-исследовательского подхода, и не аспирантского срока, а всей творческой жизни. Так тема диссертации стала темой творческой биографии, а каждая работа — художественным экспериментом».Еще двух авторов данной книги — петербургских специалистов по графической археологии — Юрия Молодковца и Олега Шагапова характеризует наблюдательно-искусствоведческий подход к изучению бытового шрифта. Каждый из них в своих краеведческих экспедициях фиксирует окружающую действительность в контексте графической археологии, привнося в нее неравнодушный авторский взгляд. По представленному проекту «Рождество» Юрия Молодковца можно отнести к самым ярким представителям романтического направления. Своей работой Ю. Молодковец эмоционально и прочувствованно раскрывает тематический пласт взаимоотношений Мужчины и Женщины, столь многообразно отраженный в бытовом шрифте. Проект Ю. Молодковца задает высочайшую планку последующим исследователям этой темы.Олег Шагапов не фокусирует своего внимания на какой-либо отдельно взятой области бытового шрифта — его интересует явление в целом, как в романтических, так и в маргинально-нецензурных его проявлениях. Лишь не делая различий в смысловой составляющей настенных надписей возможно охватить такое масштабную часть городской визуальной среды, которой и является, собственно, бытовой шрифт. Работы Олега Шагапова подробно раскрывают многообразие  видов бытового шрифта во всех его материальных и графических проявлениях. К сожалению, по цензурным соображениям, значительная часть маргинальных граффити не вошла в настоящий сборник и остается в ограниченном доступе узкого круга специалистов. Завершает сборник раздел «Графическая археология». Он включает в себя иллюстрированные статьи, освещающие различные аспекты этого направления современной науки, работы студентов, выполненные под моим руководством на кафедре Графики Северо-западного института Печати в 2004—2006 годах, а также проект «Манускрипт», созданный к 107-й годовщине со дня рождения Владимира Набокова.Научно-практический интерес к графической археологии пробудила во мне книга Ольги Флоренской «Психология бытового шрифта», с которой я познакомился в конце 90-х годов ХХ века. А курс Юрия Гулитова по искусству шрифта я посещал в Москве дважды — в 2002 и 2003 годах во время повышения квалификации, и это был один из ярких эпизодов моего профессионального образования. Поэтому я считаю эту книгу ярким свидетельством преемственности и эволюционного развития идей современной графической археологии.

Организатор проекта Митя Харшак (www.addesign.ru)

 

 

           

 

 

 

 

 

 

 



Поместить ссылку в
LiveJournal
Facebook
Twitter
ВКонтакте
Блоги Mail.Ru