Карта сайта
Обратная связь


РУФА.ru / Статьи / Интернет / Небесное тело «Давид Бурлюк»

Небесное тело «Давид Бурлюк»

                                            Бурлюк – фигура сложная. Большой, бурный Бурлюк врывается в мир и утверждается в нем своей физической полновесностью. Он широк и жаден. Ему все надо узнать, все захватить, все слопать…. Он хочет все оплодотворить. Ему нравится все набухшее, творчески чреватое….

                                                                  А. Крученых. 1930 г

            Многое из того, что связано с его именем, тайна. Не понятно, вообще, как и зачем он появился в Уфе, как сохранились его картины в период, когда по всей стране методично и планомерно уничтожалось все, что связано с «формализмом» или «сором», как тогда говорили. И разве не странно, что в городе нет ни мемориальной доски, ни улочки, ни переулочка, названного в честь Давида Давидовича Бурлюка, одной из ярчайших звезд мирового искусства ХХ века?
 
            Не престало, наверное, искусствоведу признаваться в своих пристрастиях, но Светлана Игнатенко, заместитель директора художественного музея им. Нестерова по научной работе, ничего с собой поделать не может. Любит она его. Как художника, как человека, как космическое тело – комету, прочертившую на небосводе свой собственный сияющий путь и озарившую столетие. 

            Многие хорошо или плохо представляют себе Давида Бурлюка, как художника. А что за человек он был?   
            Бурлюк был совершенно противоречивой фигурой, полной невероятного количества замыслов. И, как справедливо замечали Б.Лившиц, В.Маяковский и В.Каменский, он в большей степени был катализатором идей, чем их реализатором. «Я беременен сам собой», - эта поэтическая строка Бурлюка весьма точно отражает его обычное состояние, состояние вынашивания проекта. Сегодня доподлинно известно, что Давид Давидович был одним из оздателей не только «Бубнового валета», но и такого удивительного объединения  художников, как «Союз молодежи». Однако, в учебниках Истории искусства советского периода его имя в ряду основателей этих творческих объединений не значится. Там – другие фамилии. С одной стороны это объясняется творческой щедростью и человеческим альтруизмом художника (придумал и поделился, сделал и подарил). С другой – становится ясно: несмотря на то, что Бурлюк был автором очень многих начинаний в России и, невзирая на то, что он был весьма известен, страна после 22 года (времени его эмиграции в Америку) знать его просто не хотела.

            -А как он попал в Башкирию?

            -Все, что я скажу, в значительной мере основано на предположениях. Известно, что в 1914 году за увлечение футуризмом Бурлюка вместе с Маяковским исключают из Московского училища живописи, ваяния и зодчества. После этого Владимир Владимирович отправляется на фронт, на поля первой империалистической, а Давид Давидович – в Башкирию, где, было имение его тестя. (Если верить источникам, оно располагалось в районе нынешней железнодорожной станции Иглино.)

            -Маяковский – на фронт, а Бурлюк, стало быть, благополучно избежал призыва…

            Взять в армию Бурлюка не могли: в детстве он потерял глаз, и это – еще одна тайна вокруг его имени. Согласно одной версии это случилось во время детской игры, согласно другой, маленький Давид подглядывал в замочную скважину за какой-то необычайной красоты дамой. Та была, естественно, не вполне одета, и заметив, что за ней подсматривают, не нашла ничего лучшего, как ткнуть в замочную скважину шпилькой (помните, какие шпильки были у женщин в те времена?). Последняя версия меня убеждает больше. В ней тоже проявляется одно из противоречий натуры Бурлюка. С одной стороны мы знаем о нем, как об очень воспитанном, послушном, интеллигентном мальчике, с другой – известен его пылкий интерес к жизни, его неистребимая любознательность.

            Примерно ту же полярность он демонстрировал в своем творчестве и в повседневной жизни. Он мог быть благонравным и эпатажным одновременно:  образцовый семьянин, заботливый и до щепетильности внимательный к друзьям Бурлюк мог появиться в обществе с деревянной ложкой в петлице фрака или с нарисованной на щеке кошкой. В своих воспоминаниях Бурлюк пишет о том, что, впервые оказавшись в Третьяковской галерее, он был потрясен (кем бы вы думали?) передвижниками – Саврасовым, Шишкиным и остальными художниками товарищества. Представьте себе, работая в Башкирии, будучи к тому времени блестяще образован (одесская и казанская художественные школы, стажировка в мюнхенской Королевской Академии художеств, школе – студии А. Ашбе и парижской мастерской Ф. Кормона «Эколь де Бозар»), являясь членом наиболее авангардных на тот период творческих объединений, - включая немецкие «Штурм» и «Синий всадник», - Бурлюк наряду с кубофутуристическими композициями создает серию абсолютно реалистических пейзажей, портретов и натюрмортов.

            Американский исследователь творчества Бурлюка Крисчен Бринтон отмечает, что в Башкирии Бурлюк создал около 200 разных по стилистике полотен. 
         Я бы не рискнул его назвать продолжателем русской реалистической традиции.

            Конечно же, как художник Давид Бурлюк очень многое почерпнул в Европе. Он использует импрессионистические приемы: создает тонкую вибрацию воздуха, ловит изменчивость состояния. Одновременно, подобно тому, как это делали немецкие экспрессионисты, заключает фигуры в жесткий контур. И вместе с тем, его восприятие формы остается совершенно реалистическим.

            -Крисчен Бритон, если я правильно понял, говорит о двухстах работах. Сколько их сохранилось?

            -В нашем музее 37 работ Бурлюка. Это самая большая коллекция его работ в России.  

            -Я слышал, что Бурлюк любил Башкирию, природу, людей…. Получается, без особой взаимности?

            -Это не так. Памятник ему, конечно, не поставили (хотя и следовало бы), но именно в художественном музее им. Нестерова состоялась первая после иммиграции персональная выставка Давида Бурлюка, приуроченная к его 110-летию и выпущен каталог его работ. Тоже первый в России. Я думаю, для художника это важнее любого памятника. 

            -Противоречивость натуры Бурлюка, видимо, не могла не сказаться на его семейной жизни….

            -В семейной жизни он был любящим отцом и преданным мужем. Он мог писать эротические откровения в стихах, - не будем забывать, что Бурлюк был очень интересным поэтом, - и при этом трогательно банально обращаться к жене «моя путеводная звезда». Будучи новатором, революционером в искусстве, разрушая традиции и устои, он сам глубоко чтил их, оставаясь образцом, эталоном буржуазной этики и морали.

            -Первый раз Бурлюк приезжает в Россию в 1956 году. Второй (и последний) - в 1965. В КГБ внимательно отнеслись к его персоне. Среди мест, которые ему разрешили посетить значились памятник В.В. Маяковскому, музей Маяковского, Третьяковскую галерею и Красную площадь. Отклонение от маршрута не допускалось. За художником тенью следовали люди в штатском. По возвращении в Америку Бурлюк публикует статью «Москва в дни Первомая», где выражает полный восторг и восхищение Советским Союзом. Кто его просил? – Никто. Чей заказ он выполнял? – Ничей. Бурлюк всегда и во всем был совершенно искренен. Еще одно противоречие? Ну, хватит о противоречиях.
               Внутри себя Светлана Игнатенко знает: Давид Бурлюк – фигура абсолютно цельная и гармоничная. Просто нам не ведомы та логика и те законы, по которым живут и движутся небесные тела.  
   



Поместить ссылку в
LiveJournal
Facebook
Twitter
ВКонтакте
Блоги Mail.Ru