В Уфе завершился XIX Международный джазовый фестиваль «Розовая Пантера».
Музыкальную жизнь Уфы уже невозможно представить без этого замечательного праздника. В этом бесспорная заслуга его организатора и идейного вдохновителя, заслуженного артиста РБ, блестящего саксофониста, художественного руководителя Биг-бенда БГФ Олега Касимова. Именно ему уфимцы обязаны тем, что за эти годы на концертах фестиваля они увидели и услышали известных джазовых музыкантов и вокалистов - Грегори Портера, Шарон Кларк, Николь Фурнье, Кливленда Уоткисса, Ди Дэниелс, Тиффани Моник, Текору Роджерс, Ивонн Санчес, Билла Сакстона, Аркадия Шилклопера, Жан-Лу Лоньона, Джима Хукса, Марка Гросса, Билла Нилли и других.
Уфимские зрители покорили Билла Эванса
В этот раз уфимцев тоже ожидало множество сюрпризов. В первый день фестиваля Большой зал БГФ с трудом вместил всех желающих посмотреть на музыканта с мировым именем. Билеты были раскуплены задолго до начала фестиваля, многим воочию хотелось увидеть обладателя премии «Грэмми», выдающегося саксофониста. Вообще-то Эванс в нашей стране - нередкий гость. По его собственному признанию, мы, россияне, умеем очень глубоко чувствовать джаз. Энергетика уфимского зрительного зала произвела на американца сильнейшее впечатление. После каждой композиции Билл Эванс и вокалист группы Мурали Кориэлл поочередно подходили к микрофону и в знак уважения на ломаном русском благодарили зрителей, чем вызывали еще больший шквал апплодисментов. Вместе с группой «Solar Grass», в составе - Мурали Кориэлл и Митч Стейн (вокал, гитара), Дейв Андерсон (бас-гитара), Джоэл Розенблат (ударные), знаменитый саксофонист исполнял композиции, представляющие собой смешение джаза, фанка, рока, ритм-н-блюза. Особо впечатлительные зрители не только подпевали, но и пританцовывали в такт музыке.
Не менее запоминающимся стало выступление Биг-бенда БГФ под управлением Олега Касимова. Специально для фестиваля оркестр подготовил оригинальную программу. «Очень хотелось открыть фестиваль заметно, ярко, поэтому концертная программа первого дня составлена нами из оркестровых трудностей. Здесь много хорошей, качественной, сложно исполняемой музыки. Латино-американские и испанские ритмы соседствуют с фанковыми и блюзовыми вещами. И это не случайно. Ведь фестиваль предполагает обилие самых разных музыкальных форм», - подчеркнул художественный руководитель коллектива Олег Касимов.
Девушка с тромбоном
Ошеломительным вихрем, перевернувшем представление уфимского зрителя о джазе с ног на голову, стало выступление на фестивале «Розовая Пантера» джазвумен Алевтины Поляковой с сольным проектом «Solar Wind». Последствие школ ансамбля Осейчука и Оркестра Игоря Бутмана дали ей столько знаний, опыта, прекрасных переживаний и встреч, что все это внутри нее стало прорастать музыкальными мыслями. Вначале через аранжировки, после - в музыке собственного сочинения. Алевтина пишет песни на английском и на русском. Словесное творчество всегда присутствовало в ее жизни. Писала рассказы, сюжеты, без особых притязаний на признание. Все вытесняла музыка. И когда она обратилась к вокалу, возникла потребность в слове.
-Мы пишем музыку, выходим с ней на сцену и уже на сцене продолжаем ее развивать. Во все, что вы видели сегодня, это и выливается. В нашей музыке намешано разного - классической музыки, русской народной песни, ограничивать ее только этно составляющей было бы неправильно. Создавая ее, вдохновляемся живописью, очень любим импрессионизм; в городах, куда приезжаем, любим смотреть архитектуру; впечатляемся людьми, встречами, появляются настроения, мысли, которые потом перерастают в творчество.
Один за всех
Знаете, что отличает рядового инструменталиста от хорошего? Актерская индивидуальность. Настоящая джазовая импровизация возникает тогда, когда из кладовой своей памяти музыкант вынимает музыкальные фразы и на их основе рождает новые версии музыкального образа. Обладая безупречным вкусом, тончайшим стилевым чутьем, умеет оставаться самим собой. Эти характеристики без всяких поправок можно отнести к мэтру отечественного джаза, выдающемуся мультинструменталисту, представителю лениградской школы джаза Давиду Голощекину. Творческая установка мастера не допускает механической имитации того или иного стиля. Каждый раз на сцене в его присутствиии рождается оригинальная композиция, складывается целая программа со своим сценарием. Все эти качества вкупе с даром великолепного рассказчика, потрясающим чувством юмора с первых минут расположили к себе уфимского зрителя, который долго не хотел отпускать мэтра со сцены.
Под конец его выступления стало понятно: Голощекин может все. Извлечь ноты, которые разбудят волну чувств. Легко, естественно сыграть сложнейшие пассажи. Но для самого Давида Семеновича важнее донести послание в музыке, которое рождается внутри.
До новых встреч
С интересной программой в заключительный день фестиваля выступила уроженка штата Кентукки, наследница семейных музыкальных традиций - вокалистка Гейл Петтис. Певица номер один северо-запада США, ее диск номинировался на Грэмми. Теплый душевный голос.
Истинные традиции американского джаза - свинг, эмоции, танцевальный ритм, волшебство джазовой гармонии. «Розовая Пантера» стала ярким событием в культурной жизни Уфы. И уже сейчас задаешься вопросом: какие сюрпризы ждут любителей джаза на следующем фестивале. Между прочим, юбилейном.