Карта сайта
Обратная связь


РУФА.ru / Статьи / Экономика / «Юристы, судьи и депутаты ГД РФ обсудили в Уфе способы решения гражданско-правовых конфликтов с помощью процедуры медиации»

«Юристы, судьи и депутаты ГД РФ обсудили в Уфе способы решения гражданско-правовых конфликтов с помощью процедуры медиации»

26 ноября 2013 года в Малом зале Министерства сельского хозяйства Республики Башкортостан состоялся Круглый стол «Альтернативные способы разрешения и урегулирования гражданско-правовых споров». Организаторами мероприятия стали аппарат Уполномоченного по правам предпринимателей в РБ совместно с «Гильдией медиаторов», ТПП РБ, Советом молодых юристов при БО АЮР и молодежными палатами Уфы и республики. Собственно, именно процедура медиации и стала главной темой собрания.

- Наша цель выяснить, что можно сделать, чтобы медиация — досудебное урегулирование конфликтных ситуаций — вошло в массы. Чтобы граждане стали пользоваться подобными процедурами, — рассказала директор Гильдии медиаторов республики Полина Вишневская. — Суды республики находятся на четвертом месте по загруженности в России, поэтому актуальность развития института медиации в нашем регионе очевидна. Именно это направление деятельности позволит разгрузить судебную систему. Это, в свою очередь, будет способствовать снятию эмоциональной напряженности в обществе.

На сегодняшний день сам термин «медиация» продолжает оставаться неизвестным для большинства россиян. В то же время, как на Западе (США, страны Европы), так и на Востоке (Китай), данная процедура знакома практически каждому, кто когда-либо обращался в суд. Медиация – один из наиболее популярных способов мирного, досудебного урегулирования конфликтов. Как это работает на практике, лучше всего объяснила участница уфимского Круглого стола, представитель ТПП РБ Вера Алябьева: «Предположим, у нас есть апельсин. Конфликт состоит в том, как его поделить. Стандартный вариант – разрезать его напополам, а суд может отдать весь апельсин одному из спорящих. Медиатор же помогает двум сторонам договориться между собой, соблюдая их интересы. Например, кому-то из них двоих нужна кожура, а кому-то мякоть для сока».

Примерно так же работает эта процедура и в реальной жизни, причем сфера применения процедуры медиация достаточно широкая – это коммерческие, гражданские, трудовые, семейные и многие другие споры.

Открыл работу Круглого Стола уполномоченный по правам предпринимателей в РБ Рафаиль Гибадуллин: «На мой взгляд, нам нужно уйти от годами длящихся процедур, от агрессии и даже ненависти друг к другу. Зарождающийся институт досудебного примирения способствует как разгрузке судов, так и формированию Гражданского общества в нашей стране.

Необходимо отметить, что медиация позволяет решать споры между коммерсантами, сохраняя партнерские отношения между ними. В мой адрес приходит немалое количество обращений, и мы видим, что многие из них мы могли бы решить без суда, посредством досудебного урегулирования.

Несмотря на явные преимущества медиации, в России она пока не популярна. Причина – неготовность общества в целом, неготовность судов и законодательства, а главное – незаинтересованность сторон. В других странах в контракты внесены пункты, где указано, что в случае споров стороны должны будут обратиться к процедуре медиации. В США до 90% дел не доходят до суда, в Европе – 80%, в России – всего 3%, в Башкирии эта практика и вовсе пока не получила применения. Возможно, это происходило в связи с небольшим количеством профессиональных медиаторов в республике. В то же время, мы надеемся, что эта ситуация изменится в лучшую сторону, предпосылки для этого на сегодняшний день уже имеются. В начале ноября в Уфе были обучены 14 профессиональных медиаторов. Мы уверены, что эти медиаторы окажут нам большую поддержку в деле досудебного и внесудебного разрешения споров, в том числе и в предпринимательской среде».

Поддержал коллегу и вице-президент Торгово-промышленной палаты РБ Азат Фазлыев: «Бизнесмены понимают цену времени, и когда у них возникает альтернатива – тратить время в суде или договориться сразу – они выбирают второе. Напоминаю, решение судьи – окончательное, и служба судебных приставов выполняет именно его. Однако многие предприниматели, к сожалению, попросту не знают куда и к кому обращаться. Им пока не хватает информации».

«В целом этот вопрос назрел по всей России, - отметил судья Высшего Арбитражного Суда РФАнатолий Иванович Бабкин - Сейчас лишь незначительная часть споров завершается на стадии примирения. Медиатор – это посредник, примиритель. Важно, чтобы он работал на профессиональной основе.

При умелом подходе, медиатор поможет двум сторонам принять решение, выгодное для обеих сторон. Причем применяют процедуру как юридические, так и физические лица.

Кстати, несколько месяцев назад нас всех (судей ВАС РФ) собрал Добрынин из Совета Федерации. Речь шла о том, как сейчас обстоят дела с реализацией закона об альтернативных способах урегулирования конфликтов. Так вот сейчас у нас уже есть регионы, где этот закон реально применяется на довольно-таки неплохом уровне. Посредники помогают сторонам, зашедшим в тупик, выйти из ситуации. И эта практика постепенно получает распространение по всей России.

Я горячо поддерживаю идеи развития медиации в России, это действительно великое дело. И, судя по масштабу проведения круглого стола, по персональному составу тех, кто сегодня находится в Президиуме, у медиации в Республике Башкортостан большое будущее».

Сожаление по поводу темпов внедрения процедуры медиации в России выразила зампредседателя Верховного Суда РБ Вера Иващенко:

«С момента вступления закона об альтернативной процедуре споров прошло уже 2 года, однако уровень обращения к посредникам по-прежнему на достаточно низком уровне. В Башкирии к процедуре медиации прибегали лишь в нескольких случаях, до медиативного соглашения не удалось дойти ни разу. При этом и суды общей юрисдикции, и арбитражные суды попросту задыхаются от количества дел. Мы стараемся информировать стороны о возможности процедуре медиации, однако этого сейчас недостаточно.

Для того, чтобы этот институт заработал, нужны два фактора. Первый –желание и способность прибегать к разрешению споров, второй – понимание того, что судебное разбирательство - это дорого и невыгодно. Какие есть опасения? В первую очередь, недобросовестность со стороны участников процесса. Если заявлено, что стороны приступили к медиации, то дело откладывается на два месяца – таков закон. Все понимают, что некоторым сторонам конфликта порою необходимо просто затянуть процесс.

Еще один вопрос, который появляется у сторон, желающих обратиться к досудебному урегулированию: «Кто такой медиатор? Кто он по профессии?». Мы следим за ситуацией в Республике и мы знаем, что у нас уже есть 20 профессиональных медиаторов, это очень хорошо. На наш взгляд, он должен быть и юристом, и психологом и конфликтологом. Медиативное заключение – это юридический документ, поэтому в первую очередь медиатор должен быть юристом. С другой стороны, он должен быть человеком, способным убедить ту или иную сторону».

Перспективы применения мирного решения гражданско-правовых споров оценил и заместитель председателя Арбитражного Суда РБ Максим Бобылев:

«Есть ли место для медиации в арбитраже? Я думаю, что да. На официальном сайте арбитражного суда уже сейчас размещается информация о мероприятиях в сфере медиации, есть отдельный раздел, в котором разъясняется преимущества медиации. Разумеется, каждое судебное заседание начинается с разъяснения прав и возможностей.

Тем не менее, пока этот процесс на деле не применяется. Для этого нужны стимулы, нужно подталкивать людей к этому. В мировом опыте медиация развивается либо там, где она обязательна, либо там, где судебные заседания слишком уже долгие и дорогие. У нас дела рассматриваются сравнительно быстро, а судебные расходы достаточно дешевые. Наше предложение – увеличить размер государственной пошлины для обращения в суды, это позволило бы решить целый ряд вопросов. Мы бы разгрузили суды и стимулировали процесс мирного решения конфликтов».

В работе Круглого стола принял участие и один из тех, кто непосредственно формирует законодательную базу процедуры медиации. Депутат Государственной Думы РФ, а также Председатель Совета Гильдии медиаторов в РБ Рафаэль Марданшин убедил собравшихся в том, что со стороны законодателей этот вопрос уже решен – закон о досудебном урегулировании конфликтов принят.

«Теперь нам всем вместе надо найти ответ, как сделать так, чтобы процедура заработала, - продолжил депутат. - Я считаю, что одним из важных шагов в ходе реализации проекта стало создание таких организаций, как Гильдия Медиаторов. На мой взгляд, наши медиаторы не должны бояться навязывать себя, предлагать способы мирного, досудебного урегулирования конфликтов. При этом я согласен с тем, что нам необходимо и повышение судебной госпошлины, в этом направлении нужно работать.

Что же касается новых законодательных инициатив, то тут я скажу следующее. Понятно, что у любого законопроекта есть свои лоббисты. Соответственно, сами медиаторы могут и должны разрабатывать и лоббировать свои предложения по изменению действующего законодательства».

Причины отставания института медиации в России от соответствующих институтов на Западе объяснил президент Адвокатской палаты РБ Булат Юмадилов: «Процедура медиации в США получила распространение в 60-е годы, в Германии и Франции – в 70-80е. По факту, на данный момент мы не готовы к полноценному внедрению процедуры медиации. Там практика наработана годами, мы же только начинаем. В чем, на мой взгляд, преимущества медиации? Хотя бы в том, что при заключении медиативного, мирного заключения между участниками конфликта сохраняются партнерские отношения».

Яркий пример применения процедуры медиации в сфере наследственных споров привела президент нотариальной палаты РБ Альфия Хайдарова:

«Вот, например, оформляется наследство. Человека не стало, и он оставляет детям сразу 5 видов имущества - квартиру, машину, акции, деньги и земельный участок. Приходят пятеро наследников и говорят, мол, давайте разделим. Одному нужна машина, другому – дача. Такой порядок наследственным правом не предусмотрен. Все наследники получают по 1/5 наследства. И тут нотариус предлагает следующий вариант: давайте составим такое соглашение, в котором я запишу что, исходя из пожеланий, кому из наследства отойдет. Наследники не идут в суд и получают то, что им нужно».

Со схожими проблемами сталкиваются и представители Государственной инспекции труда. «В Трудовом кодексе прописано, что в инспекции не занимаются трудовыми спорами. Ими занимаются суды, - объяснил заместитель руководителя госинспекции Ильдар Ганеев. - И в этой ситуации в дело могут вступить медиаторы. Работодатель и работник могут обратиться к процедуре медиации, разрешить споры до суда, без конфликта. На сегодняшний день колоссальный вес в судебной системе имеют трудовые споры, суды перегружены. Обращения к нам поступают регулярно.

Для нас преимущества закона о медиации состоят в том, что здесь не ограничиваются сроки давности дела. В суд работник может обратиться в течении 3 месяцев, а к медиаторам - в любое время».

Председатель коллегии посредников при ТПП РБ Вера Алябьева отметила роль имиджевых потерь при урегулировании коммерческих конфликтов в суде. Большинству бизнесменов невыгодно афишировать ход тех или иных споров, однако если дело уходит в суд – этого уже не избежать. Процедура же медиации предусматривает полную конфиденциальность проводимых переговоров и соглашений.

В завершении участники Круглого Стола, модератором которого была директор НП «Гильдия Медиаторов РБ» Полина Вишневская, приняли резолюцию. Согласно тексту документа, стороны договорились о сотрудничестве в сфере популяризации процедуры мирного, досудебного урегулирования гражданско-правовых споров. Так, например, в зданиях судов предлагается выделять специальные комнаты примирения, где несколько дней в неделю будут дежурить профессиональные медиаторы. Кроме того, в текст резолюции вошли и предложения участников и гостей Круглого Стола.

 


Автор: Прислано на Руфа.ру Полиной Вишневской


Поместить ссылку в
LiveJournal
Facebook
Twitter
ВКонтакте
Блоги Mail.Ru