Участники форума, обсудив текущее состояние химической отрасли и накопившиеся проблемы индустрии, предлагают объединить усилия органов исполнительной власти и отраслевого бизнес-сообщества в решении первоочередных задач.
1. Нехватка базового сырья для развития нефтегазохимии
Дефицит этилена в ПФО по состоянию на 2011 год составляет не менее 1 млн. тонн. Отложенные по причине нехватки сырья инвестиционные проекты способны потребить еще не менее 1 млн. тонн.
Из-за дефицита базового сырья в российской нефтегазохимии на протяжении более чем 10 лет создаются неконкурентно малые единичные мощности по выпуску продуктов базовой химии, мономеров, полимеров и др. Для сравнения, в Китае, Индии, странах Ближнего Востока единичные мощности по нафте, этилену, базовым полимерам составляют 1 млн. тонн и более. Типичная российская мощность по этилену — 300 тыс. тонн в год, по полимерам — 180-200 тыс. тонн в год.
В случае создания постоянного крупного источника газового сырья отрасль сможет отказаться от неэффективных схем наполнения сырьевой базы предприятий из десятков источников. В результате - сохранить конкурентоспособность продукции последующих переделов, как на внешнем, так и на внутреннем рынке, что, в свете предстоящего вступления России в ВТО, приобретает особое значение.
Предложения
1.1. Предложить Правительству Российской Федерации осуществить государственную поддержку крупных инвестиционных проектов, направленных на строительство нескольких «миллионников» на территории Российской Федерации.
2. Недостаточность транспортной инфраструктуры, предназначенной для передачи сырья к центрам переработки
Рассмотрев все источники сырья, доступные для интенсивного и экстенсивного освоения, участники форума считают запуск проекта «Ямал — Поволжье» непременным условием выполнения Плана развития газо- и нефтехимии до 2030 года и реализации значительной части инвестиционных проектов по дальнейшей переработке, заявленных Планом.
В этой связи участники Форума поддерживают действия республик Башкортостан, Татарстан, Ямало-Ненецкого автономного округа в области транспортировки нефтехимического углеводородного сырья по маршруту «Ямал – Поволжье».
Предложения:
1. В рамках соглашений, достигнутых в рамках II Международного Форума «Большая Химия» между республиками Башкортостан, Татарстан, Ямало-Ненецким автономным округом и Тюменской областью, зарегистрировать юридическое лицо - Консорциум по строительству и эксплуатации магистральных трубопроводов сжиженного углеводородного газа, производимых нефтегазодобывающими компаниями на территории ЯНАО и его поставки на предприятия Волжского нефтегазохимического кластера (НГХК).
2. Сформированному Консорциуму в срок до 1 сентября 2012 года внести в Правительство Российской Федерации предложения по формам государственного участия в проекте строительства магистрального трубопровода «Ямал – Поволжье»; в срок до 31 декабря 2012 года провести предпроектные работы, разработать
технико-экономическое обоснование инвестиций (ТЭО) и представить ТЭО в Правительство Российской Федерации.
3. Отсутствие экономических и правовых стимулов для развития переработки внутри страны
Система экономического и правового регулирования устроена таким образом, что добывающим компаниям выгодно экспортировать большую часть объема нефти, газа, продуктов первичной переработки, и невыгодно перерабатывать это же сырье на предприятиях внутри страны или продавать его внутренним переработчикам.
Так, на долю нефтехимии в Российской Федерации приходится не более
8–10% совокупной выручки нефтегазовых компаний, в Западной Европе — 65–70% выручки компаний того же профиля.
Среди причин создавшегося положения, наряду с системой ухода от налогов, практикуемой в российских компаниях — объективная невыгодность переработки в сравнении с экспортом сырых продуктов. Инвесторы сталкиваются со сложностями проектирования, несоответствием российских СНИПов и других нормативных документов современным международным стандартам, с забюрократизированностью разрешительных процедур, запутанным многоуровневым регламентированием всех видов работ, направленных на реализацию инвестиционных проектов.
Предложения
3.1. Предложить профильным государственным органам исполнительной власти изучить систему преференций, направленных на поддержку глубокой переработки в США, Индии, Китае, Корее, Японии и других странах с развитой нефтегазохимией. Осуществлять постоянный мониторинг внутренних цен на полупродукты в этих странах.
3.2. Предложить правительствам Республики Татарстан и Республики Башкортостан подготовить комплекс документов, направленных на создание преференций для компаний, осуществляющих переработку нефтегазового сырья внутри страны, направить эти документы в Министерство экономического развития Российской Федерации.
4. Проблемы вступления в ВТО в разрезе нефтехимического комплекса России
Отечественная химическая промышленность обладает технологическим потенциалом, продукция зачастую превосходит зарубежные аналоги, тем не менее, отрасль испытывает значительные сложности.
Значительная изношенность основных фондов требует серьёзных затрат на модернизацию. Снижение загруженности производственных мощностей увеличивает издержки. Основным препятствием для успешного развития является ценовая неконкурентоспособность отечественной продукции по сравнению с зарубежными аналогами, кроме того, отрасль является наиболее чувствительной к изменению импортных тарифов. Политика снижения импортного тарифа в связи со вступлением в ВТО обострит проблему низкой ценовой конкурентоспособности отечественной химической продукции, что в условиях удорожания энергосырьевых ресурсов и дефицита средств для модернизации производств создает условия для дальнейшего вытеснения российских товаров зарубежными аналогами в ущерб отечественным продуцентам. Это в том числе негативно отразится и на тех секторах экономики Российской Федерации, где высока степень химизации, прежде всего на автомобилестроении, строительстве, текстильной промышленности.
Таким образом, в настоящее время отечественная химическая промышленность не готова к вступлению в ВТО. Для успешного развития отрасль нуждается в государственной поддержке. Некоторые товары необходимо защищать повышенными тарифами, с другой стороны, определённые группы товаров импортируются по причине отсутствия собственных производственных мощностей. Поэтому необходима гибкая тарифная политика.
Предложения:
1. Подготовить совместное обращение участников Форума «Большая химия» в Министерство экономического развития Российской Федерации по инициированию пересмотра в сторону увеличения переходного периода и ввозных таможенных пошлин на отдельные виды химической и нефтехимической продукции. Рассмотреть возможности увеличения переходного периода и ставок ввозных таможенных пошлин на полимеры до 6,5%, на резиновые и пластмассовые изделия – до 10-15% (до максимально возможных в рамках ВТО уровней), обеспечив, таким образом, возможность более гибкого регулирования внутренней тарифной политики.
2. Предприятиям совместно с Российским союзом химиков разработать и представить на рассмотрение Правительства Российской Федерации комплекс мер по снижению стоимости услуг естественных монополий для предприятий химической промышленности.
3. Предприятиям совместно с Российским союзом химиков подготовить и представить на рассмотрение и для дальнейшей работы в Министерство экономического развития Российской Федерации перечень продукции химических предприятий России, в отношении которых действуют заградительные пошлины на зарубежных рынках. После ратификации договора о присоединении России к ВТО организовать работу по их отмене.
4. Министерству образования и науки Российской Федерации включить в программы обучения студентов экономических и юридических специальностей дисциплину(ы), посвященную вопросам торгового права ВТО, организовать обучение по специальности «Экономика, торговая политика и право ВТО» в соответствии с потребностями предприятий. Предприятиям совместно с Российским союзом химиков подготовить и направить в Министерство образования и науки Российской Федерации прогноз потребности в специалистах по торговому праву ВТО.
5. Министерству энергетики Российской Федерации, Министерству экономического развития Российской Федерации в рамках реализации «Плана развития нефте- и газохимии России» организовать систему мониторинга и информационной поддержки производителей химической продукции России, включающую:
мониторинг цен на импортируемую, экспортируемую и производимую в России нефтехимическую продукцию,
мониторинг действующих таможенных пошлин на нефтехимическую продукцию не только внутри России, но и в других странах – членах ВТО,
прочую информацию, позволяющую оценить конкурентоспособность отечественной продукции на мировом рынке.
4. Развитие кластера поливинилхлорида в Российской Федерации: проблемы увеличения мощности существующих производств и строительства новых
К числу базовых отраслей химии относится производство хлора и каустической соды. В настоящее время хлорщелочная подотрасль демонстрирует нисходящую динамику развития: выпуск хлора и каустика сокращается, хлорные производства закрываются, преобладают ртутная и диафрагменная технологии производства, оборудование предприятий сильно изношено, энергопотребление очень высокое, отсутствует регулирование отрасли на государственном уровне.
Основным продуктом хлорпотребления является ПВХ. В стране наблюдается дефицит ПВХ российского производства, и растущий спрос на продукт удовлетворяется за счет импорта. Отечественные производители ПВХ не могут реализовывать проекты расширения мощностей по причине дефицита и дороговизны основного сырья - этилена.
Ключевым звеном развития нефтехимии является увеличение мощностей комплексов по производству ПВХ на территории Российской Федерации. Мировое производство ПВХ составляет около 40 млн. тонн в год; Россия, имея огромную сырьевую базу для его выпуска, производит менее 600 тыс. тонн в год, что недопустимо мало.
Развитие производства хлора, каустической соды и ПВХ сдерживается отсутствием механизма государственного регулирования баланса производства и потребления хлора, каустической соды и продуктов последующих переделов, сильным давлением на отрасль со стороны контролирующих органов.
Предложения:
1. Принимая во внимание ненасыщенность российского рынка, зависимость от импорта ПВХ и изделий из ПВХ, а также наличие на территории Республики Башкортостан производств этилена и хлора, решено приступить к разработке проекта производства ПВХ на территории Республики Башкортостан мощностью не менее 400 тыс. тонн. Независимо от сроков запуска мощностей ПВХ создать комплекс перерабатывающих производств, выпускающих изделия из ПВХ импортозамещающего ассортимента.
2. Рекомендовать нефтехимическим компаниям, входящим в нефтехимические кластеры, включить увеличение мощностей по производству этилена в собственные стратегии развития.
4. Повышение эффективности использования полимерных материалов в секторе жилищно-коммунального хозяйства
Резолюцией первого форума «Большая химия» было предложено «принять на уровне обязательных технических регламентов европейские стандарты DIN EN в области потребления полимерных дорожных одежд, полимерных труб, современных изоляционных материалов».
Требования к исключительной укладке полимерных труб для коммунальных сетей внутри населенных пунктов уже реализованы в ряде регионов Российской Федерации, в частности, в Москве и Татарстане. Аналогичный регламент был утвержден недавно Казахстаном.
Большинство российских коммунальных сетей находится в крайне тяжелом состоянии. Уровень износа труб в системе ЖКХ составляет 70%.
При общей протяженности водопроводных сетей в 500 тыс. км, тепловых -
в 200 тыс. км, газовых - в 300 тыс. км масса полимерных труб равняется
16 млн. тонн. Это означает, что около 700 тыс. км труб коммунального сектора общей массой 11,2 млн. тонн нуждается в скорейшей замене.
Актуально на коммунальный рынок поставляется около 220 тыс. тонн труб в год, то есть в 8 раз меньше насущно необходимого объема. В то же время, трубные мощности в России недогружены. Российские заводы в состоянии увеличить поставки в 2–3 раза и выпускать 500–600 тыс. тонн труб в год.
Предложения:
1. В срок до 31 января 2013 года принять программу перехода на полимерные трубопроводы для водоснабжения, водоотведения, других коммуникаций в секторе ЖКХ. Привлечь к участию в конкурсах на выполнение работ отечественные проектные компании и производителей.
4. Проблемы экологической безопасности химических производств и формирования экологической политики Российской Федерации
Около 15% территории страны находится по экологическим показателям в критическом состоянии; почти 60% горожан проживает в местах с высоким уровнем загрязнения воздуха; более 40% населения страны сталкивается с проблемой качества питьевой воды. Низким остается уровень использования и обезвреживания отходов производства и потребления (годовой экономический ущерб экономике России от загрязнения окружающей среды отходами оценивается на уровне около 120 млрд. рублей).
Предложения:
1. Повысить стандарты качества в области очистки отходящих газов и водоочистки до среднеевропейского уровня. Провести независимую экспертизу систем газо- и водоочистки в Республике Башкортостан с привлечением российских и зарубежных исполнителей. Принять программу мероприятий по повышению качества среды.
2. При подготовке хозяйственных решений, в том числе по развитию нефтегазохимических производств необходимо использовать институт стратегической экологической оценки, включая более широкое участие общественности
4. Проблемы формирования российского предложения на рынке химических продуктов жизнеобеспечения и продовольственная безопасность России
Самыми большими темпами в мировой структуре химической продукции растет сегмент химических продуктов жизнеобеспечения, включающий в себя витамины и пестициды, фармацевтические, диагностические, ветеринарные препараты, биологические субстанции, направленные на повышение урожайности в области растениеводства и повышение эффективности животноводства, увеличения продолжительности жизни человека и обеспечения продовольствием возрастающих потребностей жителей Земли при снижении ресурсов.
В мировых масштабах эта часть химической промышленности растет в среднем в 4 раза быстрее среднегодовых темпов роста мирового ВВП, а по позициям гербицидов – в 6 раз быстрее.
В России доля этой продукции в структуре химического производства в
3,4 раза ниже, чем в мире. В этой связи принципиальным является восстановление и увеличение объемов производства химических средств защиты растений в Российской Федерации, утраченных за последние годы. Для сравнения, мировое производство гербицидов приближается к 4 млн. тонн в год, в России объем производства не превышает 6 тыс. тонн в год.
Предложения:
8.1. Решить вопрос о восстановлении (реконструкции) производства гербицидов в Республике Башкортостан на базе Научно-исследовательского технологического Института гербицидов Академии наук Республики Башкортостан.