Карта сайта
Обратная связь


РУФА.ru / Статьи / Экономика / Анатомия «оранжевой революции».

Анатомия «оранжевой революции».

По всем социологическим опросам в 2004 году выходило, что больше 23-25% избирателей за кандидата в президенты Украины Виктора Ющенко голосовать не будет. Поэтому для обеспечения его победы применялись особые приемы обработки массового сознания. О сущности этих приемов и о том, какие уроки нам следует извлечь, рассказывает в газете «Наше время» украинский психолог и политолог Алексей Мартюшев.  http://www.vz.ru/politics/2007/5/11/81693.html
- Как строили пропагандистскую кампанию сторонники Ющенко?
- Его кадры прошли полуторагодичное обучение по организации предвыборной агитации и работе с избирательными комиссиями. Тихо, незаметно, на американские деньги. Собрали около двухсот психологов, опытных преподавателей и произвели весьма успешное психологическое программирование.
«Люди бросали ему под ноги цветы, к нему тянулись тысячи рук. Когда Ющенко поднесли хлеб-соль, он разломил хлеб на куски и стал раздавать толпе, имитируя евангельскую раздачу хлебов»
- В чем оно выражалось?
- Им внушали следующее: «Вся страна смотрит на вас. Весь демократический мир смотрит на вас! От вас и только от вас сейчас зависит судьба Украины. Если вы сделаете то, что мы вам поручаем, Украина будет спасена. Народу нет житья от этой банды!» Я уж не говорю о том, что призывы «закрыть собой амбразуру» апеллировали к коллективному бессознательному и, естественно, вызывали во многих душах горячий отклик. Параллельно же утверждалось, что будут страшные, чудовищные фальсификации. Дескать, все заранее спланировано, чтобы сорвать победу «нашего кандидата».
И эти настроения разносились по глубинке. Приехав после обучения в свой район, специалист выступал перед аудиторией в пятьдесят-шестьдесят человек. Причем выступал не пятнадцать минут, а по пять-шесть часов подряд! И внушал им, что весь мир смотрит на них... Они, в свою очередь, ехали к себе в села и накачивали односельчан. А нужно учесть, что на людей из глубинки такие речи действовали особенно сильно, ведь их уже лет 12 никто никогда не собирал, про них все забыли. И люди утрачивали способность критически мыслить.
- Неужели их не смущал, так сказать, американский след в биографии Ющенко?
- Нисколько. Для населения западной, да и центральной части Украины это не аргумент. Ну и пусть шпион! Человек так зарабатывает деньги. Чего не скажешь о моральном облике другого кандидата. Поэтому сторонники Ющенко даже не пытались раскручивать линию «Янукович – москальский шпион», а сразу начали вдалбливать, что он бандит. Расчет оказался верным.
Также был просчитан эффект от заявления Ющенко, что он – кандидат от народа. Если Янукович, поначалу считавшийся кандидатом от партии власти, собирал, как и положено, съезд, то Ющенко примерно за полгода до выборов собрал на поле 150-тысячную толпу. Ющенко устроил для них целое шоу, искусно пользуясь христианской символикой и евангельскими образами. Что, естественно, тоже воздействовало на массовое сознание.
- Поясните, пожалуйста.
- Он явился перед аудиторией, прямо как Иисус Христос вошел в Назарет. Люди бросали ему под ноги цветы, к нему тянулись тысячи рук. Когда Ющенко поднесли хлеб-соль, он разломил хлеб на куски и стал раздавать толпе, имитируя евангельскую раздачу хлебов. Потом изображал наложение рук и очень характерно обращался толпе, называя ее «мой народ». Он говорил, что наши деды и прадеды смотрят на нас с небес и ждут нашей победы... Вообще все было очень театрально. По краям группа поддержки, сзади, на некотором отдалении – свита. Ющенко бросает в толпу какую-нибудь фразу, выдерживает паузу. Группа поддержки начинает одобрительно кричать, заводя всех остальных. Возникает эффект толпы, и даже нейтрально настроенный человек вовлекается в переживания масс, заряжается их эмоциями. И все это на фоне флагов, цветущих, благоухающих деревьев, в прекрасную весеннюю пору...
- Расскажите подробнее о приемах манипуляции массовым сознанием, которые были использованы на Украине.
- Главное – создать правильный эмоциональный фон. «Это есть наш последний и решительный бой». Поэтому искусно использовался протестный потенциал. Изо дня в день люди получали небольшую порцию психологического яда. Вначале им внушали нечто абстрактное, вроде: «они жируют, а твоя жизнь пропадает», «он бандит, а ты его терпишь», «вон бездельники как живут, а ты горбатишься»... Затем настал момент определить объект недовольства. Им, естественно, оказалась «бандитская власть».
Но все равно полной уверенности, что это сработает, не было. Ну а дальше начались еще более интересные вещи. Уже во время выборов вдруг по Министерству образования пошли приказы снимать студентов с занятий и отправлять на манифестации в поддержку Ющенко. Потом дошло дело и до школ. А тут еще водители маршруток вдруг объявляют, что для тех, у кого на рукаве оранжевая повязка, проезд будет бесплатный. Естественно, все надели оранжевые повязки. Вообще оранжевые повязки были в Киеве повсюду: на деревьях, везде. Даже у собак на хвостах! Пошла сильнейшая эмоциональная волна, и многие люди, не имея сил идти против течения, начали примыкать к «оранжевым». Постепенно на Майдане собралась полуторамиллионная толпа.
- А сам по себе оранжевый цвет тоже, наверное, был выбран не случайно?
- Конечно. Вы только представьте себе: все такое темное, зимнее, мрачное, а тут – оранжевые пятна. Как воспоминание о солнце, о весне, когда предвыборная кампания Ющенко так эффектно начиналась. Естественно, возникало много положительных эмоций. В то же время оранжевый цвет достаточно агрессивен. Люди настраивались наступательно. Но главное, то, что удалось собрать такую огромную толпу и вызвать у нее мощный духовный подъем. С одной стороны, людьми владело ощущение безнаказанности и безопасности, а с другой, возникло чувство небывалого единения. Наши люди ведь так истосковались по единству, а тут было ощущение, что все объединились против бандитов за хорошего человека Ющенко.
- И люди позволили собой так грубо манипулировать?
-Я же говорю, людей вгоняли в измененное состояние психики. Не последнее место в обработке людей занимала и весьма специфическая манера речи «оранжевых». Это была жестко структурированная речь, построенная на восходящих интонациях, когда все категорично и однозначно, много повторов. Контраргументы они пропускали мимо ушей, а продолжали безапелляционно твердить свое. Неискушенная публика утрачивала способность критически оценивать происходящее. Разве может нормальный взрослый человек поверить в то, что Ющенко получил 6 тысяч (!) смертельных доз диоксина и при этом продолжает жить, выступать, бороться за президентское кресло? А тут люди верили и очень его жалели.
- Говорят, даже спустя полгода после победы «оранжевых» киевские психбольницы были заполнены «жертвами Майдана».
- Да, достаточно много людей, находившихся на Майдане, не выдержало психических экспериментов и после эйфории впало в тяжелую депрессию. Массовое беснование – а именно так оценивали происходившее на Майдане православные киевляне – даром не проходит.
- Вспоминаю, как развивались события на Украине, и думаю, что вообще-то все это не очень вяжется с понятием «выборы»...
- А это и не были выборы! Это была технология захвата власти под видом выборов. И такая технология вполне может быть применена снова в каком-нибудь другом месте.
- Какие технологии могут быть применены?
- Прежде всего десакрализация и демонизация власти. На Украине началось именно с этого. Раньше президент был неприкосновенен. Плохие были все, кроме него. В случае чего он «просто не знал», «ему не доложили». А тут вдруг стало можно жечь портрет президента, плевать на его фотографию, и никому за это ничего не делали... Ну а затем начался этап демонизации. Президента Кучму в печати открыто называли бандитом, убийцей, и опять обидчикам все сходило с рук, а в массовом сознании откладывалось то, что было нужно манипуляторам.
- Но если кто-то назначен абсолютным злом, то должно быть и абсолютное добро...
- Совершенно верно! Это неотъемлемая составная часть данной политтехнологии. В массовое сознание внедряется мысль, что народ ни в чем не виноват. Власть ужасная, а народ белый, пушистый, великий. Это льстит самолюбию обывателя. Тем более что гораздо легче переложить вину на другого, чем искать недостатки в себе.
Очень важно и то, как лепится образ лидера. Продвигаемый кандидат от «хорошего народа» преподносится не просто как умный, компетентный руководитель, а как квинтэссенция абсолютного добра. Он – спаситель, избавитель от плохой, поганой власти. Мессия. Вот почему эксплуатируются евангельские образы и символы. Соответственно, любой, кто против нашего идеального кандидата – недочеловек. Я не преувеличиваю! В ходе избирательной кампании противников Ющенко прямо называли недолюдьми, неполноценные людьми. Используется прием жесткого противопоставления. Никаких полутонов, контраргументов, беспощадное психологическое подавление противника.
- А для чего изображать народ «белым и пушистым»?
- Когда имитируется народная революция, необходимо всячески подыгрывать народу. Киевлянам, например, постоянно внушалось, что они прекрасные люди, а «бандитская власть» заставляет их красть, убивать, насиловать. У тебя забирают деньги, а ты молчишь. У тебя забирают будущее, а ты молчишь. Сколько можно молчать? Поднимайся, великий народ!
- Я вижу, эксперты под руководством сына Бжезинского, судя по всему, внимательно проштудировали книги русских патриотов об особенностях нашего менталитета...
- О, да. Но такой обработки народа для захвата власти недостаточно. Нужно собрать большую массу людей в одном месте. Желательно в столице, рядом с органами власти: Кремлем, администрацией президента и т.п. Когда же толпа собрана, ее надо удерживать как можно дольше. И обязательно должна быть подача иллюстративного материала. Причем особым способом. Надо показывать всю эту огромную людскую массу единой. И обязательно следует демонстрировать лица крупным планом. Для этой цели ставится большой «телевизионный глаз» и изображения, которые он ловит, проецируются на большой экран. В результате происходит интересная вещь. Что обычно делают люди, когда видят, что их снимают?
- Улыбаются, приветственно машут рукой...
- Вот именно! Они надеются, что их покажут по телевизору на всю страну. Для многих это ведь заветная мечта. Поэтому они стараются выглядеть как можно привлекательней. Телезрители же видят в новостях огромную сплоченную толпу, а потом – множество улыбающихся лиц. Куда бы камера ни повернулась, везде счастливые улыбки. Кадры идут вперемежку, и возникает иллюзия, что перед тобой полтора миллиона радующихся людей. Это оказывает колоссальное притягательное воздействие на аудиторию. Телезрители еще не определились в предпочтениях, а тут им показывают тех, кто уже принял решение и неимоверно счастлив. «Значит, они правы! Разве можно заставить такую большую толпу насильно веселиться? – думает человек. – Нет, наверно, они знают что-то такое, чего я просто не знаю».
Кроме того, на мощный эмоциональный видеоряд шла накладка грамотно составленных текстов, типа «народ с Ющенко!», «его поддерживают сводные армейские части такого-то батальона, работники такого-то завода». Очень помогало манипулировать сознанием людей и их долгое стояние на морозе.
- Что Вы имеете в виду?
- Горожане не привыкли долго находиться на свежем воздухе. А тут люди часами стояли на площади, скандировали лозунги, дышали полной грудью, находясь в эмоциональном возбуждении. Естественно, это приводило к гипервентиляции легких. Что, как известно, способствует впадению человека в транс. Когда человек в трансе, он становится невосприимчив ко многим посторонним раздражителям, а в фокусе его внимания оказывается «спаситель». Он что-то говорит, ты начинаешь перенимать его манеру, и потом уже бессознательно подражаешь его интонациям, жестам, повторяешь высказывания, мысли. А потом при определенных условиях эта связь срабатывает вновь, и ты уже не принадлежишь себе, а действуешь по заложенной в тебя программе. - Толпа, в основном, состояла из киевлян?
- Наоборот. Большинство было приезжих. Все было учтено. Задействовались школы, в которых на время выборов прекращались уроки. Было найдено много наемных квартир.
- Но это же невозможно без содействия местной власти!
- Конечно. Я потому и сказал в самом начале, что Янукович был техническим кандидатом. Ющенко – проект Кучмы, без соучастия Кучмы провести Ющенко на пост президента не удалось бы. На самом деле выборы на Украине очень напоминали августовский путч 1991 года, приведший к разрушению СССР.
- Можно ли было воспрепятствовать успеху «оранжевой революции»? И если да, то как?
- Останавливать такие вещи лучше, когда раскачка протестных настроений только начинается. Но, конечно, если бы в Киеве – а решалась судьба Украины именно там – часть народа сплоченно выступила против демонизации власти, тогда не удалось бы создать иллюзию, что народ за Ющенко, и план «закулисы» провалился бы.
- Опыт «оранжевой революции» может быть перенесен в Россию? Что можно сделать, чтобы не допустить повторения «оранжевого» сценария?
- Безусловно. Нельзя допустить консолидации протестных масс против президента. Если возникнет противостояние «народ – президент» и пойдет оголтелая демонизация Путина, вы получите «оранжевую» или «березовую» революцию. Следует четко заявить, что власть неприкосновенна. Какие-то ее действия можно и нужно критиковать, но революция – ни «оранжевая», ни «березовая», ни «гусиная», никакая – России не нужна.

В подтверждении слов, можно привести один факт. Как только на Украине состоялись почти нормальные выборы в парламент (Раду), полит - технологии дали сбой. Сейчас подобные технологии широко применяют в России некоторые политические силы. Какой будет результат?



Поместить ссылку в
LiveJournal
Facebook
Twitter
ВКонтакте
Блоги Mail.Ru