«Изменить нельзя публиковать» - такой крылатой фразой ознаменовался круглый стол, призванный осветить вопросы этики в современной рекламе. Своеобразный призыв к рекламистам. Уже с первых минут, когда была объявлена минута молчания в память о кончине первого президента РФ (вкупе с темой обсуждения) стало ясно, что светлого будущего ждать нам придется, видимо, еще очень долго.
Что мы лицезрели на деле? Предполагаемые темы для обсуждения, такие как: этичная и неэтичная реклама, потребительские ценности и культура общества, нормы деловой этики и со-регулирование в рекламной деятельности свелись к одной проблеме – доказательстве необходимости создания единого Экспертного Совета по регулированию рекламы с точки зрения этичности и неэтичности. Получилось интересное общение обрывными ремарками (кто на что горазд), где каждый участник пытался высказать мнение применительно к своей персоне. Вопреки тому, что, говорили-то ведь, о вопросах социально-значимых. Потому что проблемы этики и культуры касаются отдельно-взятого индивида.
Кто несет ответственность за неэтичную рекламу, за нарушение признанных обществом норм и ценностей культуры? Рекламодатель? Органы власти? Производитель рекламы? А может бремя несет как всегда народ? На данный момент дело обстоит именно так – существование подобной рекламы посчитали зеркальным отражением нравственного уровня населения. Выработка менталитета восприятия и фильтрации информации пока находится в стадии становления. Это две стороны чистого листа. Всем известно, но никто не знает. Во-первых, если существует неэтичная реклама – значит кому-то выгодно. Во-вторых, когда общество (мы говорим обобщенно) осознает пригодность и полезность рекламы (этичной). Конечно не правильно все скидывать на народ, но и создание общественного совета отнюдь не дает нам полную гарантию. Не по секрету, все мы знаем, как работают уполномоченные органы и отделы в стране и не только в нашей.
Что мы увидим на деле? Рекламодатель будет создавать рекламу на грани этики, а совет всячески пытаться эту грань пододвигать. Кто виноват? А куда деваться рекламистам в связи с наступлением кризиса прямой рекламы, который и обусловливает обращение к эпатажу? Опять-таки – бросаемся в крайности. Чем зацикливаться на эпатаже и искать пути входа неэтичной рекламы на рынок, не лучше ли выработать иные подходы по созданию эффективной и привлекающей внимание рекламы. Реклама работает на сбыт продукции и на имидж фирмы: представляете, что получиться после выхода в свет неэтичной рекламы. В первую очередь качественная реклама в интересах самих рекламодателей. С другой стороны делают рекламу-то производители – значит и они ответственны за это. Кому как не рекламисту должно быть известно какая реклама является этичной, какая нет. Напрашивается вывод: необходимо поднимать уровень культуры и ответственности самого рекламиста. Как видим все относительно. И естественно в процессе тестирования желательно принять участие и рекламистам, и рекламодателям, будет совет и Совету.
А на данном этапе обсуждения проблем этики в рекламе правильно поставить запятую в теме: «изменить нельзя публиковать» - невозможно, да и некому!