Карта сайта
Обратная связь


РУФА.ru / Статьи / Культура / Роман Фокин: «Режиссер — организатор поиска оптимальных решений»

Роман Фокин: «Режиссер — организатор поиска оптимальных решений»

 

unnamed (1).jpg 

Роман Фокин — режиссер проектов «Синяя борода», «Только вернись!»,«Полынь — трава окаянная» (канал «Россия») и ситкомов для телеканала СТС  «Игрушки» и «Светофор» (2011) — рассказывает о тонкостях профессии, "синдроме КВН-щика" в кино, о самых проблемных ситуациях в работе с актёрами, а также о том, что общего между режиссером и Христофором Колумбом.

 

- Роман, расскажите, как вы стали режиссером?

 

- В детстве я мечтал быть летчиком, космонавтом. В советской стране это было нормальными профессиями. Отец привил мне вкус к хорошей книге и к хорошему кино. Я читал очень много. И сейчас продолжаю. Еще я был достаточно активным пионером, принимал участие во всем. Ходил в кружки, пел в хоре, выступал на сцене, посещал секции, любил походы и летние лагеря.

 

Потом я поступил в Московский инженерно-строительный институт, на факультет «Промышленно-гражданское строительство». В институте были крепкие творческие традиции: своя киностудия, студенческий театр, в 1961-1962 годах команда МИСИ стала чемпионом в телевизионной игре КВН. В 1986 году сборная команда именно нашего института выступала в возрожденном Клубе КВН. Режиссером нового КВН был Меньшиков, капитан КВН МИСИ 60-х. В то время все были заражены КВН-ом. Мы тоже писали, ставили. Для меня открылся новый мир. Тогда же мы, наша команда, снимались в передаче "Веселые ребята".

 

Художественным руководителем нашего творческого студенческого коллектива был аспирант кафедры архитектуры Александр Акопов. Можно сказать, он мой первый учитель. Мне повезло. Александр Акопов – умный, образованный, талантливый человек. Его пригласили на ТВ. И многие из нас пошли за ним. Отработав два года в ГЛАВМОСПРОМСТРОЕ старшим инженером, я оказался помощником режиссера на ТВ.

 

- Какой проект стал первым?

 

- Мы снимали под руководством Александра Акопова «Великолепную семерку» для детской редакции. Работали вместе с Сергеем Белоголовцевым, Василием Антоновым, Игорем Сосной. Такой творческий союз у нас сложился. На этих съемках я познакомился с оператором-постановщиком Александром Фуксом. Он – легенда. Главной работой Александра Фукса на телевидении была программа«Что? Где? Когда?». Более 20 лет он был бессменным оператором-постановщиком этой уникальной игры. Вот так, три Александра – Масляков, Акопов и Фукс определили мой дальнейший путь. Я решил стать режиссером.

 

- Кто такой режиссер?

 

- Это организатор поиска оптимальных решений. Тебе дают сценарий. Исходя из тех ресурсов, которые ты имеешь, ты должен организовать работу, чтобы получить максимальный результат. Первые заработанные деньги на съемках «Великолепной семерки» решил потратить на образование. Возникла потребность систематизировать знания, полученные ранее на практике. Поступил на Высшие курсы сценаристов и режиссеров. Учился у Владимира Мотыля, Александра Митты, Владимира Хотиненко. С благодарностью вспоминаю время учебы. Очень важно не поддаться «синдрому КВН-щика»: зачем учиться, если ты пишешь шутки, и целый зал над ними смеется!? КВН – это как спецшкола в начальном образовании. Эта школа дает тебе основы профессии, но это первая ступень. А дальше все равно должны быть университеты, институты.

 

- Как вы работаете с актерами?

 

- Отвечу словами Эйзенштейна: «Научить я вас ничему не могу, но вы можете всему научиться сами». И вот еще вспомнил Рене Клера, которого любил цитировать Тарковский: «Я не работаю с актерами – я им плачу». Когда актер спрашивает, что я делаю в этой сцене, я всегда отвечаю: «Ты здесь зарабатываешь деньги, читая текст наизусть, написанный абсолютно чужими людьми!» Актер должен относиться серьезно к своей работе, он должен знать текст.

 

- Текст – это проблема?

 

Это серьезная проблема! Знание текста – главное требование. Сейчас снимается много «ситкомов». В них шутка – основа сценария. Знание текста обязательно! На «Светофоре» сложилась хорошая команда актеров, профессионалы. Всех люблю, даже пальцы крестиком за спиной не складываю. Все знали текст. Работать было одно удовольствие. Результат - ТЭФИ.

 

- Что делаете, если актер включил «звезду»?

 

- Когда актриса включает «звезду», я снисходительно отношусь. Это женщина! Но, когда актер, это делает, он мне становится неприятен, как человек. Нужно профессионально выполнить свою работу. Актер подписал контракт, ему платят деньги. Конечно, любого можно заменить. Когда актеры «выпендриваются», ищут зерно роли, так и хочется спросить – вызывной смотрели? Нам сегодня нужно 14 минут снять! А они зерно роли ищут… Моя задача помочь ему разобраться в шутке, если он не понимает её. Правильно подать её, исходя из образа и характера героя. А он мне: "А что я здесь делаю…?"... Работаешь!

 

- Что делаете, если канал не хочет вашего актера?

 

- Это часто бывает. Однажды я спорил из-за одного актера с каналом, продюсерами. Персонаж у нас один, а выбрали совершенно противоположный типаж. Мне просто ответили: «Ну, вы же режиссер, поставьте актеру задачу, он и сыграет…». Как правило, режиссеры запоминают хороших актеров с кастинга. И при первой возможности приглашают, когда снимают своё независимое кино.

 

Как-то на кастинг для одной мелодрамы приходил актер Федор Лавров. Прочитал текст. И я понимаю, что он не просто прочитал. Он сыграл. Я не ставил задачу – он сам проработал сценарий! Выучил текст, высланного эпизода для проб. Он не говорил, что текст, драматургия – плохие. У Станиславского есть такая книга "Работа актера над ролью". Полезная вещь, рекомендую. Он профессионально подошел к роли. На него было интересно смотреть. Кстати, канал его не утвердил. Но я его запомнил.

 

- Режиссер - не только организатор поиска оптимальных решений. Он еще всегда в поиске компромиссов?

 

- Кино – искусство коллективное. Начиная от актеров и заканчивая оператором, сценаристами, продюсерами, с каждым необходимо договориться, найти подход. Все люди разные. Все имеют свое представление о кино. Поэтому кино – это еще искусство компромиссов. Необходимо, чтобы все работали в едином порыве, на одну цель. Процитирую Федерико нашего не побоюсь Феллини: "Режиссер — это Колумб на корабле. Он хочет открыть Америку, а команда хочет домой". Так что попутного ветра всем нам.


Автор: Мария Фокина


Поместить ссылку в
LiveJournal
Facebook
Twitter
ВКонтакте
Блоги Mail.Ru