Карта сайта
Обратная связь


РУФА.ru / Статьи / Культура / «Мезенскую роспись можно читать»

«Мезенскую роспись можно читать»

 

rifdkbkvy-i.jpg

О древней народной северной росписи рассказывает мастер Центра традиционных ремёсел «Славич» Ирина Куликова. На прошедшем в Москве фестивале «Осенины», организованном Национальным фондом Древнерусской ведической культуры «Сварог», её мастер-класс пользовался большим успехом.

–Я занимаюсь различными народными росписями, но особенно мне нравятся росписи Русского Севера. На мастер-классе представлена мезенская роспись из Архангельской области, село Палащелье, что на реке Мезень. Это одна из самых древних росписей. Ею украшали очень важные для крестьянина вещи домашнего обихода: ложки, ковши, братины, короба, туеса, прялки. Роспись эта — не просто орнамент, она представляет собой своеобразную иероглифическую письменность, ее можно читать, это метафорическое мировоззрение древних. В рисованных символах они выражали своё миропонимание. Возьмём изображение мирового древа, которое является одним из основных элементов росписи. Корни этого древа - подземный мир, ствол – наземный мир, а крона его уходит в космос. Человеческие фигуры расположены вокруг мирового древа, то есть, человек с его жизнью – это тоже часть космоса.

С какого времени существует эта роспись?

– Истоки мезенской росписи относятся к периоду первоначального формирования славянских племен. В ней есть элементы, схожие с античным греческим искусством. Если взять древние амфоры, где на терракотовом фоне идут ряды повторяющегося ритмического рисунка в виде стилизованных фигур человека, коней, то много схожего мы увидим и в мезенской росписи. Возможно, между этими народами существовали торговые отношения, и через потоки товаров шло знакомство с художественными образами. Общая у них цветовая гамма: всего два цвета, красный и черный. С другой стороны, на Русском Севере обнаружены много пещер с наскальными рисунками, и вот эти рисунки очень напоминают символы мезенской росписи, возможно, что корни следует искать там. Ведь люди, жившие на территории современной Архангельской области, мало поддерживали отношения с людьми с юга, больше общались с северными. С коми, например, приветствовались даже смешанные браки русских – с представителями коми, саамов, самоедов. Может быть, синтез возник на основе двух северных культур. Однозначного ответа, каким образом зародилась мезенская роспись, нет. Самое древнее дошедшее до нас изделие, относится к середине 19 века. На нем очень графичная роспись, сдержанная, изящная, отличающаяся от современных на тот момент росписей. Где-то с 1960 года началось изучение мезенской росписи, расшифровка символов, нахождение аналогов в других культурах.

А где можно найти информацию о мезенской росписи?

– Сейчас вышло много книг по мезенской росписи, таких авторов, как Костин, Величко. Величко много собирает этнического материала, кроме того она сама является художником и дизайнером и у неё много интересных работ по мотивам мезенской росписи. А вы знаете, что роспись на Севере раньше была чисто мужским занятием? Женщин туда не допускали, только сын, отец, дед. И раньше говорили: «Мы рисуем, как наши деды рисовали». Возможно, это из-за сакральности росписи, с другой стороны, возможно, у мужчины-крестьянина было больше времени зимой, он был свободен от работы на полях, поэтому мог себе позволить расписывать. Женщина же занята домашней работой круглый год – дети, еда, ткачество, прядение. Тем не менее, факт остается фактом – это чисто мужская роспись. Вот почему на расписных прялках с тыльной стороны часто встречаются сцены охоты, рыбалки, выезда на конях – то есть того, чем занимались мужчины. Мужской можно назвать и технику письма – размочаленной веточкой-кисткой рисовали основное изображение-щит, а потом пером глухаря или тетерева обводили контур, поэтому роспись была очень острая, угловатая, дикая, динамичная – именно мужская. Теперь ею, в основном, занимаются женщины, используя кисточку, появились завитушки, более плавные, ажурные линии. Уходит архаичность, дикость этой росписи – то, что объединяло её с наскальной живописью или с резьбой по кости, характерной для северных народностей. И вот тут надо провести четкую грань. Не всё красно-черное есть мезенская роспись. Тот, кто хочет ею заняться, должен сделать для себя выбор, что ему ближе: именно архаика или же какие-то современные декоративные решения по мотивам этой росписи.

Присутствуют ли в мезенской росписи солярные символы?

– Обязательно. В ней присутствуют все стихии – огня, воздуха, воды, Солнца, Земли. Есть символы плодородия – распаханного поля, засеянного поля, поле с проклюнувшимися ростками, согретое солнцем, цветущее поле. Зная символы, мы можем составлять целые послания или пожелания. Есть символы богов, например, Богиня Макошь может изображаться в виде женской фигурки с птичками или с веретеном и с нитью. Ее лицо иногда изображается в виде знака плодородия – это красный ромб, перекрещенный черным крестиком с четырьмя точками. Очень много знаков, которые пришли из славянской культуры в мезенскую роспись.

То есть, знаки мезенской росписи похожи на славянские орнаменты?

– Корень у них один. Вот в свадебном орнаменте, например, символом удачи считаются два оленя с перекрещенными лапами над мировым древом. И если отец хотел, чтоб дочка вышла удачно замуж, на её прялке он изображал такой же символ. Еще есть символы на удачную семейную жизнь –два оленя или два коня, стоящих возле ростка, или возле древа, или возле ёлочки. Важнейший символ – конечно, это дань матриархату – олениха, проматерь рода, в бесконечном круге родов. А ёлочки в этом кругу – это мужское начало, пожелание, чтоб мужской род в семье не прекращался. Расшифровкой символики мезенской росписи начали заниматься в 1960 году. Стали сравнивать с другими письменами, искать общее. Оказалось, что там нет ни одного штриха бессмысленного, всё имело значение. Так и в жизни – ничего нет бессмысленного и случайного. И это очень хорошо отражено в мезенской росписи.

Вот вы проводите мастер-классы по мезенской росписи, как на это реагируют люди?

– Людям это интересно. Приходят люди разных возрастов, говорят, я никогда раньше не рисовал, а оказывается, что это возможно. Можно сделать для себя и для своих близких что-то полезное, нарисовав обережные символы. На наших мастер-классах таким образом, объединяется и эстетическое, и практическое, и культурное начало. Вот сколько людей было, все уходили в восторге и от новых знаний, и от результатов своего творчества. Многие говорят, что, глядя на мезенскую роспись, у них просыпается генетическая память. И со мной такое было. Я много путешествовала, видела одежды и орнаменты разных народов – яркие, эффектные, но они меня никогда не интересовали. А как-то увидела девушек в одежде Русского Севера, – не могла глаз оторвать, поняла, что это по-настоящему красиво, это мне близко. А откуда такое чувство возникло? Я считаю, что какая-то генетическая память восприятия именно такой красоты и гармонии. Поэтому, я считаю, что все, кто соприкасается с мезенской росписью, испытывает что-то подобное. 


Автор: Ирина Куликова:


Поместить ссылку в
LiveJournal
Facebook
Twitter
ВКонтакте
Блоги Mail.Ru