Карта сайта
Обратная связь


РУФА.ru / Статьи / Культура / Сюзанна Муазен: «Кинематографу нужно служить»

Сюзанна Муазен: «Кинематографу нужно служить»

 

1363519885_sex-i-brak.jpg

О своей профессии сегодня рассказывает Сюзанна Муазен, продюсер таких успешных проектов, как «Елки» и «Чёрная молния».

 

Как вы стали продюсером? Что для вас значит эта профессия?

 

– Вообще в кино я с 1990 года, начинала администратором на киностудии «Фильмэкспорт». Потом училась – получила профессию режиссера кино. После института был долгий путь от помрежа до исполнительного продюсера. Что для меня эта профессия? В свое время, когда мне только предложили стать продюсером, я подумала — вот она, власть. Буквально через две недели поняла: это не власть, это ответственность – колоссальная ответственность за проект, за бюджет, за качество, за атмосферу на площадке, за людей, за все… И при этом, должность исполнительного продюсера — абсолютный маятник Фуко: чем ты выше, тем меньше амплитуда колебания. И вся энергетика проекта — и положительная, и отрицательная — смыкается на тебе. Продюсер живет работой, другая жизнь – семья, ребенок, дом – отодвигается на второй план. Прожитые годы я вспоминаю проектами, а не картинками нормальной человеческой жизни.. Я очень люблю первый съемочный день. Начинают стекаться люди, аппаратура, актеры, машины, всё заворачивается, закручивается… И когда ты осознаешь, что это твоих рук дело, испытываешь невероятное удовольствие – я не знаю, с чем его можно сравнить. Тут главное – не перейти грань. Вот этим мы живем. А все остальное – тяжелые будни.

 

С чего для вас начинается проект?

 

– Начинается все со сценария или с идеи. Появляется генеральный продюсер и говорит – «вот тебе сценарий, вот сроки, вот деньги». И ты начинаешь с этим работать. Штудируешь сценарий, составляешь графики, просчитываешь бюджет. Для меня бюджет фильма – это железнодорожный состав, в котором количество вагонов неизменно, это константа. Единственное что можно менять – расположение вагонов. В каком-то смысле – это увлекательная игра. Формирование профессиональной команды – также неотъемлемая часть работы продюсера. Режиссер, оператор, художник –все хотят работать со своими людьми, это понятно, но эти люди не всегда свободны. Нужно найти адекватную замену. Здесь главное не поддаться соблазну сделать выбор в пользу более дешевого работника. С одной стороны, есть невероятное желание сделать хороший проект, а с другой, нависает черное облако, которое тебя все время стимулирует к экономии. Очень важно найти золотую середину, двигаться в этом коридоре и не давать утянуть в ту или другую сторону.

 

- Продюсеру нужны теоретические знания или достаточно опыта?

 

- Здесь обязательна совокупность знаний и опыта. По-другому никак. Если ты не знаешь законов драматургии, если ты не знаешь производства, ты не сможешь правильно оценить ситуацию и повернуть ее в правильном направлении.

 

Над чем вы сейчас работаете?

 

– Сейчас по заказу студии «Базелевс» мы завершаем полнометражный фильм под рабочим названием «День дурака». И уже начинаем работать над новым фильмом по заказу Министерства культуры с продюсерским центром «Все хорошо», руководитель Ирина Андреевна Плиско.

 

- Трудно ли было получить госзаказ?

 

– Невероятно трудно, это сложный конкурс. Конкуренция очень серьезная, приходится стоять на одной линейке с Бондарчуком, Сельяновым, Михалковым, Учителем. Но если проект действительно хороший, и люди в комиссии это понимают – всегда есть шанс, что его отметят. У нас так и получилось. Фильм называется «Небесный верблюд» по сценарию Эльзяты Манджиевой. Это очень тонкая, щемящая, невероятно красивая история на фоне степей, песков, перекати-поле, животных. Главный герой – мальчик, который оставляет дом и бежит на поиски сбежавшей верблюдицы.

 

Это кино для детей?

 

– Оно относится к разряду детского кино, фильм с очень правильным эмоциональным посылом. В сюжетную канву красиво вплетена восточная философия - очень тонкая, очень мудрая. И ты понимаешь, что на этом калмыки воспитывают своих детей, и с самого детства через эпос дети впитывают обычаи родной земли. Это то, что русские потеряли, – связь с эпосом, а она очень важна. И бабушки наши теперь не рассказывают сказок, и, к сожалению, дети сейчас формируется под влиянием той продукции, которая обрушивается на них с экранов кинотеатров и телевизоров.

 

Съемки пройдут в Калмыкии?

 

– Нет, съемки пройдут на территории Астраханской области, на границе с Казахстаном.

 

- Минкульт устанавливает жесткий срок?

 

– Конечно, существует госприемка. Мы должны сдать готовую продукцию в срок, причем с полным пакетом документации.

 

Входят ли в госбюджет фильма расходы на его продвижение?

 

– Нет, на продвижение надо просить отдельные деньги.

 

Вот поэтому прекрасные фильмы никто и не видит…

.

– Да, возможно. Денег по грантам выделяют в обрез, очень трудно в них уложиться. Поэтому господдержка – это, конечно, хорошо, но всё-таки, когда инвестор частный, мы больше себе можем позволить.

 

А как распределяется бюджет фильма постатейно?

 

- Если по позициям разбивать, то 50 процентов бюджета – это фонд заработной платы, гонорары творческой группы, гонорары артистов и налогоотчисление. Следующие позиции, очень тяжелые, – транспорт и экспедиционные.

 

Сценарий как оплачивается?

 

– По-разному, как правило, затраты на сценарий составляют 3-5% от бюджета фильма. Хороший сценарий – большая редкость. Кто-то работает со своими, так называемыми придворными авторами. Кто-то ищет таланты в интернете. Есть продюсеры, которые просто дежурят на лестницах ВГИКА, покупают у студентов за копейки все подряд, потом отсматривают, просеивают и, если находят что-то действительно стоящее, приглашают автора к сотрудничеству.

 

Теперь вопросы, которые касаются актеров. Продюсер влияет на кастинг-директора в момент подбора актеров, или каждый делает свое дело, а потом продюсер только утверждает актера?

 

- Я понимаю, о чем вы говорите. Это присутствует. Конечно, из проекта в проект у тебя складываются на подборах какие-то негативные истории, связанные с тем или иным артистом. Как правило, продюсер просматривает кастинг-лист, ему интересно, что хочет режиссер – ведь еще до того, как режиссер садится за сценарий, продюсер для себя эту картинку уже сложил в бюджете: кто должен играть ту или иную роль с экономической точки зрения. И чтобы коллеги не тратили время, всегда изучаем кастинг-лист, отмечаем, кого надо сразу исключить. И если вдруг среди кандидатур всплывает лицо, с которым у тебя связаны негативные воспоминания…

 

А что такого неправильного может сделать актер?

 

– Вот меня лично всегда возмущает отношение к проекту. Я могу простить артисту любой каприз, если он реально устал или ему просто холодно. Но когда артист капризничает, потому что хочет к себе больше внимания; когда он не выучил роль, потому что не успел, снимаясь в другой картине; когда он не выспался, потому что приехал с ночной смены другого фильма, или же требует, чтобы его воспринимали как звезду – это всегда неприятно. Мы все-таки делаем одно дело, все, кто находится на площадке, и здесь все важны. Вот как-то мы снимали ночью, было минус 25. Я говорю: “Вот заболеет буфетчица, некому будет готовить горячий чай, что вы будете делать?» Люди в проекте – звенья одной цепи. Какое-то звено вылетает – и весь механизм перестает работать. И артисты зависят от нас так же, как и мы зависим от них. Все делаем одно дело, поэтому думать надо в большей степени о проекте, а не о себе. Как говорил Станиславский: «Любить надо искусство в себе, а не себя в искусстве». Молодые, к сожалению, этого не понимают. Помню, как на одном проекте я работала с Купченко, Чуриковой, Михайловым. Общение с ними – невероятное удовольствие! Они даже запрещали приносить себе чай – сами ходили к буфету, сами ходили за едой. Это профессиональное отношение к себе в профессии. Никогда не видела их на площадке болтающими о посторонних вещах — в перерывах всегда занимались только ролью, проигрывали, продумывали, проговаривали. Если бы актеры старой школы свой опыт, свои знания и ощущения, свое мировоззрение передавали молодым!.. Потому что сейчас молодые артисты, к сожалению, зачастую учатся на плохом кино. Однажды услышала, как американский продюсер рассказывал о съемках фильма о войне с Анджелиной Джоли. Режиссер специально потребовал ее личный вагончик ставить в километре от съемочной площадки, чтобы она в кадр входила изможденной. И она на это согласилась. Вот попробуйте наших звезд поселить за километр!.. У них понятия уже другие. У меня был случай, когда артист, который получал очень большие деньги за смену, отправил девочку, ассистента по актерам, покупать не в сезон два килограмма черешни, а денег даже не предложил. И она пошла, а сами знаете, какие у девчонок зарплаты. Он в день получает столько, сколько она за полгода. Она купила ему черешни, и скрыла от меня этот факт, я потом только об этом узнала. Это неправильно, это некрасиво. Другой бы сам купил эту черешню и угостил девчонок, которые бегают за ним по 12 часов, а то и более, выполняя любые прихоти. На них чудовищная нагрузка – одному надо одно, другому другое, на площадке человек десять, и все разного уровня и ранга. Мало того, что ассистент по актерам должен быть человеком суперорганизованным, ему приходится быть психологом и многие моменты сглаживать. Круглосуточно находиться между молотом и наковальней, между группой и артистами – адская работа. Артисты тоже должны это понимать.

 

- Бывает так, кастинг идет успешно, актеры подобраны, а продюсер никак не соглашается – ищите еще мне главного героя. Что это за загадочная тема – главный герой, которого никогда нет?

 

– Их на самом деле не так много. И они только-только стали появляться – интересные, харизматичные, талантливые ребята, которые могут вытянуть главную роль. Потому что надо быть наполненным, чтобы что-то отдавать. Они наполнены на «чуть-чуть», а тут нужна совокупность, – и то, что в тебя вложили, и то, что ты сам из себя представляешь. И вот вроде на площадке этот актер что-то показывает, но это тянет только на эпизод, на роль второго плана. Артистам необходимо наполнять круглосуточно. Когда на площадку выходит 100 % герой, там такая энергетика, такая от него идет волна, что всех сносит. Машков, Миронов, Меньшиков – вот наполненные артисты.

 

А как же молодому актеру себя наполнять?

 

– Ходить на выставки, в театр, больше читать, больше смотреть не на себя, а на мир, на людей, на все, что окружает. Когда я училась, нам давали задание: выбираешь в метро любого заинтересовавшего тебя пассажира и пытаешься описать его жизнь - кто этот человек, из какого социального круга, почему он так одет, чем он озабочен, почему сидит так, а не иначе, почему читает эту книгу и так далее. Надо впитывать, надо осязать, надо любоваться.. Чтобы артист на площадке проживал роль своего персонажа, он должен хотя бы немного в этой жизни ориентироваться. Иначе скатываешься к надумыванию, и зритель сразу чувствует ложь..

 

- Почему мало новых лиц? Почему перестали брать актеров из периферии?

 

– Все талантливые провинциальные артисты уже здесь. К сожалению, актерские школы в провинции не на должном уровне, и, если в Москве и в Питере актерские учебные заведения еще как-то держатся, то там планка снижена. Но, повторяю, если появляется алмаз, то он обязательно окажется здесь.

 

Может ли кастинг-директор на вас повлиять в лоббировании того или иного актера?

 

– Если мы говорим о пробах, то только видеопробы меня могут убедить, что эту роль тот или иной артист сделал лучше, чем его оппонент. А если мы говорим об утверждении, чем можно на меня повлиять? Разве что финансовой составляющей. Если я вижу, что этот артист прекрасно подходит по внешним данным на эту роль и при этом он укладывается в спланированный бюджет, я наверняка его утвержу, и наоборот.

 

Нужно ли актеру иметь юридический статус ИП?

 

– О, это очень важно, мы все стараемся работать правильно, и когда у артиста нет ИП, для нас это проблема. Более того, это бьет и по ним, потому что они не понимают, что к пенсии придут ни с чем. Я могу больше сказать, что у нас артисты, у которых есть ИП, получают деньги вперед. А те, у которых ИП нет, получают последние. Потому что это длительная процедура, и, к сожалению, ничего здесь не сделаешь.

 

Сюзанна, а почему в кино 12-часовая смена, ведь это довольно большая нагрузка?

 

– Мы перешли на эту систему в сложный период, когда государственное финансирование закончилось и деньги стали поступать от так называемых братков, и поскольку их было не так много, искали пути, как сделать кино быстрее. Отсюда эти 12 часов и 1 выходной. Конечно, это выматывающая система, и КПД при ней падает, к сожалению. Может быть, м когда-нибудь вернемся к 8-часовому рабочему дню с двумя выходными, как было в советское время.

 

 – Сейчас в вузах появились продюсерские факультеты, что за специалисты оттуда выходят?

 

– Я не знаю, как там учат и что преподают. Помню, что на «Елках» мне позвонили из ВГИКА и попросили взять двух девчонок на практику, чтобы они походили на площадку, подышали воздухом. Пришли, я спрашиваю: «Вы на каком курсе?» «На четвертом». И вдруг начали задавать мне такие вопросы, от которых у меня волосы вставали дыбом. Я поняла, что они на 4-м курсе не знают того, что я знала через полгода на 1-м.

 

Что бы вы посоветовали молодым людям, выбравшим себе профессию «продюсер кино»?

 

Относиться к кино, как к службе. В искусстве нельзя работать, искусству нужно служить.. Как Отчизне, как Родине. Каждый день, каждый час, каждую секунду отдавать долг, не оглядываясь на зарплату и КЗоТ.. Безусловно, последнее важно, но как только это становится главным условием твоей работы, об искусстве надо забыть. Разве можно себе представить художника, который пишет картину исключительно с 8 до 17 с часовым перерывом. А дальше он не пишет, у него рабочий день закончился? Вдохновение не приходит в определенные часы, а без вдохновения нам нельзя. Продюсер тоже творец.


Автор: Жар-Птица продюсерский центр


Поместить ссылку в
LiveJournal
Facebook
Twitter
ВКонтакте
Блоги Mail.Ru