Даша Перуновская – продолжатель кинематографической династии, поэтому кино ей стало родным с раннего детства. Она уже попробовала себя в разных профессиях, наиболее преуспела в качестве кастинг-директора.
– Как давно вы стали кастинг-директором?
– Я занимаюсь кастингом давно, можно сказать, с детства, у меня мама кинорежиссер Ольга Перуновская, и я очень любила на ее проекты подбирать актеров. Это как игра – сложится пазл или нет. Несмотря на то, что у мамы на каждом проекте есть кастинг-директор, лучше меня никто не знает, чего она хочет и как чувствует того или иного персонажа. Это на уровне интуиции. Поначалу это было как хобби – угадаю-не угадаю. Потом мама начала меня рассматривать как более полноценного советчика, прислушиваться к моему мнению и доверять моему видению, порой рождались интересные решения. Дальше я стала заниматься кастингом для рекламы, подбирала моделей, молодых актеров, затем начались телепроекты, было очень много детских кастингов, – в общем, опыт есть.
– А вы где-нибудь учились этой профессии?
– Вообще это очень большая проблема в России, потому что на такие профессии, как второй режиссер или кастинг-директор нигде не учат. Я знаю про курсы повышения квалификации для второго режиссера – и всё. Профессию кастинг-директора осваивала на практике, отсматривала спектакли, фильмы, видео актёров. Постепенно сложилась собственная база. Ну, а в обучении я пошла дальше – окончила курс продюсирования в ГИТРе.
– Вы видите себя продюсером?
– Я вижу себя только в кино. Изучаю все профессии, все специфики, никакой работой не брезгую – и координатором работала, и вторым режиссером на площадке, на планировании, ассистентом продюсера. Потом работала директором, продюсером.
– Такое юное создание – когда вы все успели?
– Успела. Я отработала год в Питере и в Ладоге ассистентом продюсера на замечательном проекте режиссера Олега Погодина «Крик Совы» для Первого канала. Работала на 4-серийном фильме «Линия Марты», выпущенном к годовщине блокады. Там снимались великолепные мастера – Алиса Бруновна Фрейндлих, которая столько всего может в своем возрасте, очень работоспособна, дай Бог ей здоровья! Василий Лановой – когда ему одели китель, он так преобразился, прямо капитан дальнего плавания, он прекрасен в любом возрасте. Волшебная, очаровательная польская актриса Беата Тышкевич. Было огромное удовольствие работать со старой гвардией.
– Вот вы говорите про интуицию кастинг-директора, но всё-таки что должно вас в актере зацепить?
– Я обращаю внимание на лицо, оно должно цеплять. Может придти какая-то красивая девочка или смазливый мальчик, они прекрасные, но ничего не цепляет – неинтересное лицо, незапоминающееся. Что-то такое должно быть – какие-то скулы, неправильный нос, широкий лоб, странный взгляд исподлобья, опущенные брови, – не знаю, все, что угодно, что может выделять актера среди других. Тогда он будет сразу запоминаться. К несчастью, выпускаются у нас какие-то одинаковые – все блондиночки, все красивые. А вот интересных очень мало.
– Это проблема актерского образования?
–Это проблема реальной самооценки каждого поступающего на актерский факультет. Прежде чем выбрать эту профессию, посмотри и подумай, правда ли ты этого хочешь и отдаешь ли ты себе отчет в том, что ты, возможно, будешь без работы? Есть ли что-то такое в твоем лице и в твоих возможностях, что может пригодиться режиссерам, что может пригодиться кинематографу? Можешь ли ты быть не таким, как все? Это касается и молодых режиссеров. Недавно разговаривала с молодой девушкой, с которой мы запускаем большой проект, спросила ее: «Наверное, ты хочешь детей, раз решила снимать детское кино? Пора тебе стать мамой!» Она ответила: «Знаешь, мамами могут стать очень много людей на земле, а я могу сделать кино про детей. Я этим и отличаюсь, поэтому хочу пока снимать кино, а не быть мамой». Вот это – позиция.
- А когда вы отсматриваете актерское портфолио, на что обращаете внимание?
- Мне нужны фотографии в разных типажах. Даже неважно, в одной одежде актер или в разных – главное, чтобы он перевоплощался эмоционально. Покажи эмоции – улыбку, смех, гнев, удивление, восторг. И не нужно показывать, что ты можешь быть бабушкой, дедушкой или Шерлоком Холмсом, покажи, что можешь быть веселым, позитивным и, одновременно, злым и подозрительным. Главное, чтобы проявлялось внутреннее состояние. Мне не очень важна фильмография, лучше и приятнее работать с молодыми и неизвестными, потому что, порой, они много чего могут, просто у них еще не было шанса проявиться. Дать молодому актеру возможность показаться, раскрыться – почему нет?
– Да вы первый кастинг-директор, кто так говорит. Все боятся брать темных лошадок и открывать новые лица, это рискованно. А Вы можете убедить режиссера взять совершенно неизвестного мальчишку или девчонку?
– Несколько раз удалось. У меня даже бои были с мамой и мамиными продюсерами, когда мы подбирали актеров на роли двух бандитов. Мама представляла себе двух мордоворотов, которые преследуют главную героиню, угрожают. Продюсеры видели точно так же. Я предложила на эту роль замечательную парочку, друзей по жизни, замечательных актеров Покровского и Стефанцова. Один лысый такой, неказистый – мы сделали из него «бывалого», а второй, вроде как красавчик – сделали наркомана. Они разные между собой, комичные – и от этого комизма становится страшно, понимаешь, что это всё всерьез. Я сначала маму этим удивила, потом убедила – да, это хороший ход. А потом была война с продюсерами за этот вариант. Пришлось даже привезти на площадку джип, чтобы сделать пробы в машине и добиться максимального воплощения. В результате продюсеры утвердили именно этих ребят, это была маленькая победа.
– Интересный пример. А вы ходите после кастинга на площадку, следите за своими?
– Да, конечно. Во-первых, смотрю, не ошиблась ли я. Во-вторых, смотрю, а что они могут еще.
- Не испытываете ли дефицит в главных героях?
- Это проблема, которая длится испокон века. Наверное, последние герои, которых я помню, это Безруков из «Бригады» и Бодров-младший из «Брата-2». А дальше пошли такие красивые парни, бруталы, бандиты. Настоящих героев с яркой харизмой, со внутренним содержанием нет. Очень большая проблема с молодыми девочками. Они красивые все, но очень холодные, одинаковые. Героев молодых еще можно как-то найти. Кирилл Жандаров, Сережа Галич - могут потянуть на героя, но им уже обоим за 30, скоро будут не такие уж и молодые. В мамином фильме «Ветреная женщина», скоро состоится премьера на Первом канале, утвердили на главную роль Жандарова – и остались очень довольны.
- А вы не ищете актеров в провинции?
– В Пермском театре смотрела актеров, в Риге. У них очень интересные возрастные типажи – прекрасная старая школа в Рижском русском драмтеатре. Но не хватает времени ездить.
- Вы всех актеров держите в памяти?
–Да, в голове, если забуду, то интернет поможет найти данные через проект, через режиссера.
- Работаете с агентствами?
– Да, работаю, вот с агентством Татьяны Трубниковой искали деток на большой проект, полнометражную сказку, которую будет снимать Марина Стасенко, режиссер-дебютант по своему сценарию, съемки будут происходить в Риге.
– А дети-актеры не вырастут к тому моменту?
– Это самая большая проблема, которая нас пугает. Но у Марины Стасенко есть большой опыт работы с детьми, она сняла документальный фильм про детский театр. Я посмотрела, как она работает с детками, на кастинге наблюдала, как она их раскручивает. Круто очень – у нее здорово получается.
- А какие особенности у детского кастинга? Дети ведь все хорошие…
– Дети все хорошие, но не все идут на контакт. Некоторые закрываются, некоторые переигрывают. Самая большая проблема на детском кастинге – это родители, которые постоянно спрашивают – а что будет, а какой текст, а давайте мы выучим? Никогда не позволяю, чтобы они прочитали сценарий, чтобы не вкладывали детям свое представление – потом из детей этого колом не выбьешь.
- По-вашему, дети должны быть, как чистые листы, или для дела лучше, если они имеют подготовку театральных студий?
– Честно, я не против театральных студий, если это хорошая театральная студия. Но если это развод родителей на деньги, то с толку нет. Лучше пусть будет чистый лист, и режиссер в него вложит то, что захочет.
–Даш, а есть такие актеры, которых Вы можете считать своим «открытием для кино»?
– Есть такой парень в театре Табакова Слава Чепурченко. Я познакомилась с ним на спектакле в Табакерке, где он просто сидел в зале, знакомился с репертуаром, потому что только-только поступил в театр на самые маленькие роли. Мы познакомились. Я говорю: «Слушай, мне нужно курсовую работу снять, можно я сниму с тобой интервью?» Интервью мы сделали. А у меня есть такая особенность – я с несколькими людьми уже снимала учебное интервью, с актерами, с дизайнером – и после этих интервью они начинали резко расти. Может совпадение?
– У вас рука легкая…
– Наверное. Славу сейчас считают заместителем Безрукова. Я видела их в одном спектакле вместе, они друг другу подмигивали, фразы на лету ловили – это надо было видеть. У Чепурченко сейчас много предложений в кино, но он слетает с ролей, потому что очень занят в театре, у него 24 спектакля в месяц. Это проблема наших театров, которые не отпускают актеров, к сожалению, сниматься. У меня многие друзья, знакомые актеры просто уходили из театров, приходилось. Но от Табакова разве уйдешь? Ничего, я думаю, что у него впереди еще времени много, мальчик молодой и еще успеет посниматься.
– В чем, по-вашему, секрет успешного кастинга для актера?
– Надо быть собой и слышать режиссера. В первую очередь, слышать. Потому что некоторые актеры приходят и хотят показать то, что они могут. Не надо показывать, надо просто понять, чего хочет режиссер и четко влиться в его канву, в его концепцию. Очень многие не проходят, потому что не услышали то, чего от них хотели.
– Даша, вы всегда на стороне актёров?
– Я люблю их, защищаю, отстаиваю порой их позиции, когда пытаются ущемить. Но все-таки считаю, что есть отдельно дружба, отдельно работа. Никогда нельзя смешивать, потому что как только начинается дружба, актеры резко садятся на шею. Названивают, требуют, грузят проблемами. Здесь просто необходимо отстраниться – извини, дорогой.
– А есть такие актеры, которых вы никогда второй раз не пригласите?
– Пока нет. Есть какие-то люди, с которыми я не буду работать, исходя из их человеческих качеств. Они не в черном списке, если надо будет для роли, я их позову, но чисто по-человечески общаться с ними не буду.
- Над чем планируете работать в ближайшее время?
– Сказка пока в перспективе, когда проект будет близок к запуску, естественно, я всё остальное откину. Но пока он еще финансово не оплачиваемый, то сейчас беру разную работу, в том числе и рекламу – социальную, коммерческую. Идут переговоры о моем участии в качестве директора или исполнительного продюсера в новой кинокомпании, где планируется сразу четыре проекта, в том числе полнометражных.
– Спасибо, Дашенька, успехов – и чтобы Вам всегда было интересно, и чтобы всегда могли себя и своих актеров отстоять!
Беседовала Алла Алешина