На картине изображены двое монахов в длинных темных рясах с капюшонами, их лица едва различимы. Внимание привлекает стоящий рядом с ними большой медведь. На заднем плане запечатлены покрытые снегом холмы и гора. В полотне проявился уникальный талант художника, который использует цвет для создания атмосферы и симметричной композиции. Вершина горы, выполненная в бледно-лиловой гамме, резко контрастирует с тенями у подножья, создающими ощущение надвигающейся опасности. Хотя от всего пейзажа так и веет угрозой, фигуры монахов излучают безмятежность и спокойствие.
Картина входит в серию из 6 полотен. Название каждого из них начинается словом «И…», которое устанавливает между картинами сюжетную связь. Работа «И не убоимся» выставлялась в Музее Рериха в Нью-Йорке (1930 г.), г. Гранд Хевен (штат Мичиган, США), а также в Музее Монмартра в рамках выставки «Русские художники на Монмартре», 2003 г.
Фонд ART RUSSE, возглавляемый предпринимателем и филантропом Андреем Филатовым, был основан в 2012 г. под названием «Арт-фонд семьи Филатовых». Фонд систематически приобретал произведения искусства, созданные с 1917 по 1991 г., что вскоре позволило ему стать своеобразной точкой отсчета для изучения данного художественного периода. Помимо коллекционирования работ эпохи социалистического реализма, задачи фонда включают информирование международной общественности об этом направлении в искусстве путем организации выставок, предоставления работ для экспонирования российским и зарубежным музеям и галереям, а также издания книг и каталогов, посвященных важнейшим художникам и работам.
Дополнительная информация
Николай Константинович Рерих (1874—1947) родился в Санкт-Петербурге в состоятельной семье. Окончил юридический факультет Петербургского университета и Императорскую Академию художеств. В круг его главных интересов входили, помимо прочего, живопись, литература, философия и археология. С 1906 по 1917 г. Рерих был директором Школы Императорского общества поощрения художеств. Наибольшую славу в России ему принесли декорации к балетам «Русских сезонов» Дягилева в Париже, а также картины о русской истории. В 1904 г. Рерих написал свое первое полотно на религиозную тематику; впоследствии он и его жена занимались углубленным изучением других религиозных культур, главным образом — восточных практик. В начале 1918 г., после Октябрьской революции, Рерих и его семья эмигрировали в Финляндию, после чего переехали в Лондон, а впоследствии — в США.
Рерих много путешествовал и жил в разных странах мира, в том числе в Индии. Был неоднократно номинирован на Нобелевскую премию мира (в 1929, 1932 и 1935 гг.). В апреле 1935 г. США и большинство стран Панамериканского союза подписали и утвердили т.н. «Пакт Рериха». Этот документ увенчал многолетний труд Рериха по созданию плана охраны культурных ценностей.
«И не убоимся» (1922 г.), Николай Рерих. 101,5 x 135 см. Холст, темпера.
Серия Sancta («Священная)
Крупнейший знаток и биограф жизни и творчества Николая Константиновича Рериха Павел Фёдорович Беликов писал: «В этих полотнах Рерих мастерски воссоздаёт близкие его сердцу родную природу и древнерусскую архитектуру. На их фоне разворачиваются сцены из жизни русских подвижников. Их бесхитростный труд, их духовная чистота переданы так захватывающе, так искренне, что картины эти и теперь, через десятки лет, не перестают волновать зрителя. Тогда же для американцев они явились откровением. Тоскуя по Родине, Рерих прославлял нравственную силу народа, ту гармонию бытия, которая достигается в слиянии с природой, в мирном труде и человечности». Кроме приобретенной фондом ART RUSSE, в серию входит еще пять картин «И Мы видим», «И Мы приносим Свет», «И Мы открываем врата», «И Мы продолжаем лов», «И Мы трудимся», четыре из которых находятся в Центре-музее имени Н.К.Рериха в Москве.