Карта сайта
Обратная связь


РУФА.ru / Статьи / Культура / Я стараюсь востановить образ древней Руси

Я стараюсь востановить образ древней Руси

 

Ольшанский.jpg

Известный художник Борис Ольшанский рассказывает о своем творчестве и увлечении славянской культурой.

– Борис, расскажите, пожалуйста, как славянская мифология появилась в вашей жизни.

– Славянская мифология начала всплывать во мне из самого подсознания. Я рисовал с детства образы богов, витязей, по какому-то наитию меня тянуло изображать прекрасных богатырей, дам. Потом уже, когда пошел в школу, начал читать сказки. Я запоем читал книги и очень любил русский фольклор. В школьных тетрадях я всё время изображал богатырей, витязей, богинь. Всё пришло само собой.

– Когда вы поступили в Пензенское училище, перед педагогами вы сразу предстали как славянский художник, или же сначала были в творческом поиске?

– Для молодого художника естественны поиски. Тем более тогда было тотальное увлечение импрессионизмом и другими «измами». Я увлекался поисками цвета, формы. Но, тем не менее, тяга к русской мифологии меня увлекла за собой. Диплом в училище я делал на историческую тему: «Пересвет на поле Куликовом».

– Какие художники, работающие в жанре схожем со славянской живописью, на вас повлияли?

– Разумеется, дерево растет, уходя корнями вглубь. Отпечатались в памяти работы Васнецова. Я помню, с каким удовольствием я четырехлетним ребенком смотрел его картины. У отца на работе висели еще картины Рябушкина и Сурикова. В школе тоже на стенах висели картины классиков. В итоге я все более проникался этой темой. Потом я уже понял, что при такой богатой истории, к сожалению, мало работ написано русскими художниками на русскую тему. И я стал сознательно уделять большую часть творчества русской мифологии, истории, культуре.

20100209125007.jpg

– Какие картины в детстве больше всего поразили и запечатлелись в памяти?

– Опять же картины Васнецова: «Иван царевич на сером волке», «Ковер-самолет», «Спящая царевна», «Баба яга». Много художников замечательных, но Васнецов всё-таки самый любимый. Каждый раз как приезжаю в Москву стараюсь посетить его дом-музей.

– По окончании института им. Сурикова вы какое-то время занимались иллюстрацией, расскажите об этом периоде жизни и о том, как вы пришли к живописи.

– Живописью я всегда занимался. В пензенском училище я защищал диплом как живописец. И когда учился в институте на факультете иллюстрации, я не бросал живопись. За время обучения написал триптих «Слово о полку Игореве». Хотя факультет иллюстрации я считаю самым замечательным, потому что там приходится думать, искать материалы и очень многое изучать. Художник-иллюстратор должен за год нарисовать гораздо больше картин, чем живописец. К каждому произведению нужно 15-20 иллюстраций. Приходится много наблюдать и думать. В этом плане иллюстрация более прогрессивна.

Я очень благодарен судьбе. Ведь я учился у русского классика – Бориса Александровича Дехтерёва. Мне попались прекрасные преподаватели: Парамонов Александр Сергеевич, Мазурин Герман Алексеевич, Панов Владимир. Диплом мой был: «Али-Баба и сорок разбойников» (восток – моя слабость). После института я достаточно долго прозанимался иллюстрацией. Иллюстрировал Ушинского,Арсеньева, всего я проиллюстрировал 25 книг. Последней работой была «Малахитовая шкатулка», считаю ее одной из лучших моих работ.

20100209125119.jpg

– Были ли среди этих книг книги на славянскую тему?

– Та же «Малахитовая шкатулка» – ведическая книга. Недавно я проиллюстрировал книгу «Легенды и предания тамбовского края».

– Вы говорили о дипломе с восточной тематикой, я знаю, что вы увлекаетесь также античной культурой, скажите, пожалуйста, как это сочетается с тягой к славянской мифологии?

– Антикой я заболел лет в 12-13. Вся европейская культура держится на антике. Античная скульптура – это вообще школа для художника. А с антикой бок о бок всегда шел восток. Правда, мы, европейцы, немного его стилизуем и приукрашиваем. Но в любом случае это фантазия, это интересно, это захватывает. Видишь мир под другим углом.

Я стараюсь придерживаться документальных фактов и в одежде, и в архитектуре, и в стиле жизни. Всегда изучаю различные материалы. Это лучше помогает понять и славянскую культуру. Ведь всё познается в сравнении. К сожалению, из славянского прошлого до нас мало дошло информации, у нас многое порушено и приходится восстанавливать орнаменты, архитектурные стили по крупицам. Я стараюсь восстановить образ Руси, который на 90 % утрачен.

– Борис, славянскую, восточную и античную тематики вы как-то смешиваете между собой?

– Над одной работой устаешь психологически. Поэтому я обычно работаю над 3-4-мя картинами одновременно. Они могут быть разной тематики: сегодня – восток, завтра – славянская тематика. Работа с кистью длится 3-4 часа в день, а в остальное время происходит другая работа: изучение, сбор материала.

20100209125125.jpg

– А самих картин не бывает в стиле эклектики?

– Я выбрал дорогу нашего классического реализма. Сама природа настолько прекрасна, что не стоит поправлять творца. Я – вечный ученик у природы, и у меня перед ней вечный восторг. Мы живем в раю, просто этого не замечаем. Мы всё ищем рай, а вот он, вокруг нас, просто нужно стряхнуть с себя немножко эту обыденность и шире смотреть на мир. Цель жизни – чуть-чуть сделать себя лучше.

– Картины славянской тематики трудны для восприятия современного человека?

– Нет, я бы так не сказал, если художник талантлив, умеет изобразить профессионально…. Но ведь вкусы у людей разные. Кому-то нравится реализм, кому-то импрессионизм (хотя я считаю, что это упадок в искусстве), одним нравится Шагал, а другим «Квадрат» Малевича. Ради бога, но насколько это глубокое искусство, насколько оно отвечает задачам искусства? У нас часто путают классическое искусство с декоративным и ставят в один ряд Пикассо и Леонардо да Винчи, Шагала и Рафаэля. Я не говорю, что они не должны существовать, но нельзя ставить в один ряд. Я считаю высшим пилотажем наследие Эллады, лучшие образцы западного искусства (Гольбейн, Дюрер), нашего искусства (Суриков, Рябушкин, Васнецов). Есть понятие «Классика» – это раз и навсегда.

– Каким способом можно популяризировать славянскую культуру и нужно ли это современному человеку?

– Побольше издавать красочных книг с иллюстрациями, картин писать, выставки делать, фильмы снимать. Прошлое надо помнить. Без прошлого нет дороги в будущее! Восточная мудрость гласит на эту тему: Ехал знатный человек и увидел седого старика, сажающего дерево. Человек засмеялся и сказал: «Зачем ты, старик, делаешь это дело? Ведь ты же не дождешься плодов с этого дерева. Знаю, ты скажешь: «Предки наши трудились для нас, а мы должны трудиться для потомков». Но ответь, есть ли смысл думать о прошлом, которое ушло во тьму, и о будущем, которое ещё не вышло из тьмы? Ведь только настоящее принадлежит нам». Старик посмотрел на него и ответил: «Дождутся внуки мои. Они будут кушать. Ты не хочешь вспоминать прошлое – значит, оно у тебя такое, что лучше бы его и вовсе не было. Ты не хочешь думать о будущем – значит, ты его боишься. Так что не завидую я твоему настоящему!» Жить только сегодняшним днем, не видя, для чего ты живешь, куда ты идешь, неправильно. А когда человек не хочет знать своего прошлого – это трагедия, тогда цивилизация обречена.

– Какие фильмы о славянской культуре вы могли бы посоветовать?

– «Василий Буслаев», «Александр Невский», из последних фильмов – «Волкодав», «Русь изначальная». Нравятся еще сказки Александра Роу: «Морозко», «Кащей Бессмертный».

– Есть ли у вас настольная книга на славянскую тематику?

– Русские народные былины, сказки. Как почитаешь, так очищаешься душой. Настолько глубоко и просто.

– А какие книги вы могли бы посоветовать людям, незнакомым с древнерусской культурой?

– Хорошие книги издавал Юрий Михайлович Медведев. Они интересны любому человеку. Различные словари могут быть скучны для восприятия непрофессионала, а книги Медведева написаны доходчиво и интересно.

– Какие из ваших картин вы считаете знаковыми для себя?

– «Рождение война», «Ночь война», «Ночь на Ивана Купала», «Клятва Сварожича», «Сеча на Днепре».

– В каких альбомах их можно увидеть?

- Мои картины печатаются во многих изданиях. Вышло два альбома в издательстве «Белый город» в серии «Мастера изобразительных искусств». Последнее выпущенное издание – «Возвращение Руси». Готовится к изданию «Русь древнейшая». Много работ есть в интернете.

– И в довершение нашей беседы расскажите о важных для вас выставках ваших работ.

- Каждая выставка дает точку отсчета. На выставке на себя смотришь как на голого короля – все изъяны сразу вылезают наружу. Из последних выставок запомнилась выставка в Академии художеств (в 2012 году).

А следующая выставка будет в Государственной Думе в конце мая, там будет 20 моих работ. Приглашаю туда и Вас!

 

(автор: Мария Васильева)

 

Художник, иллюстратор.

Родился 25 февраля в г. Тамбове.

В 1980 г. окончил Пензенское

художественное училище имени К. А. Савицкого,

в 1986 г. – МГАХИ им. Сурикова.

С 1989 г. член союза художников СССР.


Автор: Татьяна Трубникова представляет интервью


Поместить ссылку в
LiveJournal
Facebook
Twitter
ВКонтакте
Блоги Mail.Ru