арт-объекты, живопись
В конце 80-х годов три художника – Сергей Орлов, Энвиль Касимов и Павел Аксенов создали в Ижевске объединение «Лодка», которое подвигало новые формы искусства.
– Как художник я в свое время удовлетворил все свои амбиции. – говорит Энвиль Касимов. – У меня, единственного из Удмуртии, была прижизненная персональная выставка в ЦДХ в Москве. Было более 20 выставок за рубежом, мои картины продавались на престижных зарубежных аукционах. Они есть во многих серьезных коллекциях – в Bank Of Boston, в Deutche Bank, у одного из арабских эмиров… Но в определенный период жизни я понял: писание на холсте неких образов – это не единственно возможное творчество. Холст – это очень консервативно, гораздо интереснее творчески изменять социальное пространство.
Смена творческого ориентира привела Касимова в проектную деятельность. Один из примеров такой работы – проект «Новые песни древней земли», в рамках которого была проведена запись аутентичного фольклора и выпущен диск «Бесермян крезь». Некоторое время Энвиль работал в «Галерее», потом руководил дизайн-группой «Ижевский завод», которая создавала картины для города.
– Я тогда занимался реализацией творческих проектов, которые коренным образом изменили не только архитектурный облик Ижевска, но и сознание горожан, привыкших позиционировать свое место жительства как город-завод. Эти проекты помогли не только видоизменить городскую инфраструктуру, но и стимулировать желание людей жить в красивом городе.
В середине 90-х жизнь привела Энвиля Касимова в политику.
– Я прочел в газете, что объявлены выборы мэра города Ижевска. Условия были очень простые – собрать подписи, ряд документов. Для меня как перформера, человека действия это было несложно. Мои агитационные ролики были чистым перформансом: я выходил к телекамере, показывал руки и говорил: «Посмотрите на эти руки – они чистые». Но потом ко мне стали приходить бабушки и говорить: «Сыночек, мы тебе верим». После этого я понял, что в предвыборном социальном пространстве шутки опасны и неуместны, надо действовать серьезно. В общем, начинал ту предвыборную кампанию я как художник, а завершил как политик. Uzhevsk.ru
Галерея актуального искусства «Х-МАХ» представляет проект Энвиля Касимова и Сергея Орлова «Зиккурат Любви».
Зиккурат – древнейшее вавилонское ритуальное сооружение, при помощи которого древние вавилонцы управляли большими массами людей. Это самое древнее психотронное оружие. Наш мавзолей на Красной площади построен по типу классического зиккурата, поэтому это самое священное для любой власти сооружение.
Проект «Зиккурат Любви» - это часть большого проекта «Саркофаг – антизиккурат». Этим проектом авторы хотели бы обратить внимание на то, что наша цивилизация живет на райской планете, но наше беспредельное эго превращает ее в адскую планету. Проект говорит о том, что надо больше любить друг друга.
Проект «Зиккурат любви» включает в себя две серии работ ижевских художников Энвиля Касимова «Протобарби» и Сергея Орлова «Эрос и Танатос».
Энвиль Касимов о «Протобарби»:
«До человека были мамонты, до мамонтов же только Протобарби – это иная цивилизация, не изученная и не изведанная. Все современные открытия лежат в основе знаний Протобарби. Они были найдены в результате раскопок на берегу реки Карлутка».
Сергей Орлов об «Эрос и Танатос»:
«Проект включает в себя восемь холстов. Серия эротических работ повествует о том, что привело к рождению сверхсущества: первые изображения Христа в утробе матери или человека со сверхкачествами; двухнедельный эмбрион, в котором есть образы зверя, птицы,
инопланетянина, человека. В целом проект получился глобальным,
философско-космическим. Он о противоречии человеческой цивилизации, которая имеет качества звероподобных инстинктов и высшего духовного существа».