19 февраля в выставочном зале Университета Ка Фоскари в Венеции открылась для посетителей первая большая персональная выставка одного из самых известных русских художников Виктора Попкова. В декабре прошлого года экспозиция была представлена в Москве, в Российской академии искусств, но для Венеции работы художника дополнены замечательной подборкой фотографий Игоря Пальмина. В мае 2014 года выставка отправится в лондонский «Сомерсет Хаус».
На выставке в Ка Фоскари любители искусства смогут впервые получить полное представление о самобытном художественном пути Виктора Попкова, хотя ранее его работы уже выставлялись в Европе. Еще в 60-е годы прошлого века картины русского художника, без которых не обходилась ни одна крупная советская выставка, неоднократно выставлялись на Венецианской биеннале. В 1966 году Попков получил гран-при на биеннале в Париже.
После долгого господства социалистического реализма в советском искусстве 60-х–70-х годов прошлого века возникли новые тенденции, показывающие индивидуальные художественные таланты советских мастеров. И Виктор Попков выделяется среди многих художников – в своих картинах, внешне связанных с типичными живописными сюжетами эпохи, на смену глубоко высокопарному и прославляющему подходу к реальности он приводит экзистенциальное размышление. Отсюда – необычные темы, которым сопутствуют гротескные формы, пронизанные экспрессивным цветом, столь глубоко воплощенным на полотнах, что он и сегодня, спустя полвека, завораживает зрителей из разных стран.
Выставка организована Государственным музейно-выставочным центром РОСИЗО в сотрудничестве с Государственной Третьяковской галереей (Москва), Государственным Русским музеем (Санкт-Петербург) и Центром изучения культуры России (ЦИКР) Университета Ка Фоскари при поддержке Арт-Фонда семьи Филатовых. Задача выставки – предложить современный взгляд на творчество художника. В экспозиции будет представлено около сорока пяти самых значительных работ, выполненных на такие близкие ему выразительные темы и формы, как жизнь, судьба и смерть. Эти темы порой скрыты под официальными или внешне ординарными сюжетами.
Экспозиция будет сопровождаться документальными фильмами о жизни художника и об истоках его художественного творчества, такими как «Шинель отца» режиссера Якова Меримова, а также оригинальной мультимедийной презентацией, разработанной Центром изучения культуры России (ЦИКР) Университета Ка Фоскари в сотрудничестве с итальянскими специалистами.
«Я признательна РОСИЗО, Государственной Третьяковской галерее, Русскому музею, российским региональным музеям и частным коллекциям за возможность показать работы Попкова, – заявила, открывая выставку, директор ЦИКР, профессор Университета Ка Фоскари Сильвия Бурини. – Как вы знаете, этот год является годом российского туризма в Италии, и мне очень приятно, что он начинается именно с этой экспозиции».
«Выставка Виктора Попкова в Венеции дает ее гостям великолепный шанс познакомиться не только с работами великого мастера, но и с целой эпохой советского периода, – рассказала генеральный директор РОСИЗО Зельфира Трегулова. – Ведь помимо работ Виктора Попкова на этой выставке представлены замечательные фотографии выдающегося фотографа Игоря Пальмина, которые позволяют включить великолепное искусство в контекст того времени и дают возможность зрителям Италии лучше понять, что же отразилось на полотнах художника».
По словам заведующей отделом живописи второй половины XX века Государственной Третьяковской галереи Наталии Александровой, «эта экспозиция примечательна тем, что впервые самые известные музейные работы Попкова соседствуют с теми, которые долгое время были недоступны широкой публике. Посетители выставки смогут познакомиться со всеми гранями творчества яркого русского художника второй половины XXвека».
Основатель Арт-фонда семьи Филатовых Андрей Филатов, в свою очередь, поблагодарил венецианских организаторов за теплый прием работ Виктора Попкова: «Я очень благодарен Университету Ка Фоскари за то, с каким вниманием и любовью организована эта выставка, особое место на которой отведено, в том числе детской программе. Надеюсь, что экспозиция будут интересна венецианцам, и они смогут открыть для себя частичку русской культуры».
Выставкой Виктора Попкова в Италии открывается череда многочисленных культурных мероприятий 2014 года – года российского туризма. И немалое число мероприятий пройдет под эгидой ЦИКР Ка Фоскари – это выставки, конференции, кинофестивали, форумы, семинары и театральные спектакли.
Дополнительная информация
Интерес Центра изучения культуры России (ЦИКР) Университета Ка Фоскари не ограничивается рассказом о творческом пути Виктора Попкова. Его «суровый взгляд» поможет выявить влияние на искусство, логические связи и контекстные различия в период, предшествующий становлению концептуального искусства, который и сегодня заслуживает внимательного изучения. Еще несколько лет назад ЦИКР поставил перед собой задачу критически рассмотреть некоторые узловые моменты российской истории искусств на протяжении XX века, чтобы попытаться выдвинуть новые гипотезы о периодизации и внутреннем дроблении с точки зрения, хотя бы частично несовпадающей с устоявшейся исторической и музейной традицией. Предыдущие выставки, организованные ЦИКР, такие как «Русский Авангард. Прикосновения к новому миру» (2011) и «Москва Underground» (2012), предложили неординарные подходы как к чрезвычайно насыщенному контексту первых десятилетий века, так и к контексту последних десятилетий советского периода. Кроме того, благодаря большой работе ЦИКР по организации конференций, например, по Флоренскому и Тарковскому 2012 года и только что завершившейся по Ю.М. Лотману, стали появляться новые искусствоведческие предложения и новейшие аналитические инструменты для исследований.
Арт-фонд семьи Филатовых, возглавляемый российским предпринимателем в сфере транспортной инфраструктуры Андреем Филатовым, основан в 2012 году. Фонд намерен ежегодно приобретать 10-12 произведений искусства, созданных русскими художниками в период с 1917 по 1991 годы, что позволит стать своеобразной точкой отсчета для изучения данного художественного периода в русском искусстве. Помимо коллекционирования работ эпохи социалистического реализма, задачи фонда включают информирование международной общественности об этом направлении в искусстве путем предоставления работ для экспонирования российским и зарубежным музеям и галереям, а также издания книг и каталогов, посвященных важнейшим русским художникам и их работам.