Екатерина Гордиенко арт-директор Автономной некоммерческой организации «Театральный марафон»
- Екатерина, скажите пожалуйста, по каким признакам вы определяете хорошую пьесу, такую, которая точно понравится публике, приходящей на спектакли вашего агентства?
- Мы делаем спектакли по пьесам, которые нравятся нам самим. Вы можете увидеть по афишам, что у нас много классики, русской и зарубежной. Все эти пьесы — прекрасные. Заметьте, это не только комедии. Вы говорите про публику. То, что мы на нее ориентируемся, работаем под запрос — это не совсем верно. Ни для кого не секрет, что на антрепризные спектакли зрители приходят, ориентируясь на имена артистов. В этом нет ничего зазорного. Однозначно, определить предпочтения нашей публики сложно. Они хотят получить удовольствие от встречи с любимыми артистами. Мы делаем спектакли, давая возможность артистам раскрыться с новой для них стороны, сыграть роль, о которой они, возможно, давно мечтали. Да, такую возможность чаще всего нам предоставляют классические произведения, где есть яркие отлично выписанные образы, где есть замечательный текст.
- Получается, что если играет известный артист, то с его участием можно продать совершенно новую пьесу.
- Почему нет? Конечно, возможно. Мы как раз ставим современных авторов. В нашем репертуаре шли пьесы Елены Исаевой, Юрия Юрченко, Алексея Пояркова. Все это примеры замечательной драматургии, глубокой, тонкой, умной. Зрители реагировали на них прекрасно, а актеры получали удовольствие от созданных ими образов.
- Екатерина, скажите, а если Вам попадется пьеса хорошая, но, как говорится, сырая, Вы захотите поработать с автором? Возможен такой вариант? Вот пьеса, в ней отличная идея, но, например, какой-то неубедительный финал, или персонаж, который Вам кажется очень интересным, и Вы видите актера, который может с блеском сыграть эту роль, то можете попросить автора доработать пьесу, дописать роль, переделать финал?
- Если автор согласится это сделать, то, почему нет? Сейчас есть запрос на хорошую современную драматургию, именно для большой сцены. Публика, хоть и идет на актера, но мы же слышим зал — когда люди узнают ситуацию, реалии своей страны, видят узнаваемых персонажей, они отзываются очень живо. И пьесы хорошие, конечно же, есть. Вот узнать о них не всегда получается достаточно оперативно.
- Авторы их не приносят?
- Приносят обычно не самые лучшие авторы, не самые лучшие пьесы. Хорошие авторы уверены, что мы должны знать про их пьесы, и в чем-то они правы. Мы стараемся следить за тем, что происходит в современном театре, замечаем интересных драматургов, строим планы.
Александр Гордиенко, художественный руководитель Автономной некоммерческой организации «Театральный марафон».
- Я вижу у вас афишу «Ленинградский романс» по пьесе Арбузова «Мой бедный Марат». Пьесы этого замечательного драматурга сейчас почти не ставят именно из-за каких-то проблем, связанных с авторскими правами. Вы можете прокомментировать эту историю? Как вам удалось получить право на постановку?
- Вы абсолютно не правы! Арбузова ставят не только у нас в стране, но и продолжают ставить по всему миру. Мы это знаем наверняка, поскольку, представляем интересы наследников А. Арбузова.
- Интерес есть по-прежнему?
- Да, и очень большой. Даем разрешения на постановки, контролируем дальнейшую судьбу спектаклей, выплачиваем процент наследникам драматурга. Оказалось, что это все — не самое сложное. Главное — желание поменять ситуацию, договориться, начать работать с новыми продюсерами и театрами.
Если говорить про агентство, которое взяло бы на себя функцию работы с драматургами, и еще решение юридических вопросов по представлению интересов авторов, я думаю, это бы заинтересовало наших авторов.
Я могу это говорить с уверенностью, поскольку, как театральный продюсер предпочитаю работать с актерами через их агентов. Да, я заплачу гонорар несколько больший, чем, если бы я работал с актером напрямую, но, я прекрасно понимаю, сколько своего времени я сэкономлю, отдавая решение юридических и организационных вопросов агенту. Я подписал контракт с агентством — оно мне гарантирует, что актер прилетит на гастроли, что ему будет заказан билет на самолет, забронирован номер в отеле и так далее. Актерские агентства уже начинают работать по мировым стандартам. Думаю, что у драматургов тоже должны быть агенты.
Мы говорили с Екатериной про то, что понравившуюся пьесу продюсер и режиссер могут попросить автора доработать, что-то изменить в ней. Так вот, этот процесс может быть комфортен обеим сторонам также, если будет работать агентство. Между автором и продюсером (директором театра, иногда и режиссером) может быть посредник. Согласитесь, что человек, написавший текст, дорожащий в нем каждым словом, может очень нервно среагировать на замечания от продюсера. И продюсеру или режиссеру не совсем удобно высказывать претензии самому автору. Гораздо проще разговаривать с агентом. И агент, зная требования продюсеров, уже может в адекватной форме, комфортной для автора донести просьбы заказчика. И в этом нет ничего особенного. Это нормально. Автор также лучше воспримет информацию от своего агента. Понимаете, в творческой среде это очень важно. Люди должны уметь договариваться, и в этом им помогают посредники всегда и везде.
И сейчас именно театральные агентства, а не государственные театры, со старой системой администрирования, готовы оперативно решать вопросы творческих людей, начиная с идеи спектакля, получения прав, подписания грамотных контрактов. А мы все сделаем для того, чтобы премьера состоялась, права были защищены и гонорары выплачены вовремя.