Собрание Арт-фонда семьи Филатова пополнилось новой работой – картиной Николая Баскакова «Доярки» (1962). Картина выполнена художником в соцреалистическо
м стиле, но не содержит никаких политических мотивов и передает атмосферу непринужденного общения работниц в минуту отдыха. Баскаков является представителем ленинградской школы живописи, его произведения входят в коллекцию Государственного Русского музея.
На картине изображены три женщины во время отдыха. Женщины сидят на траве и заразительно смеются. Рядом – молочные бидоны, на заднем плане, за оградой, пасутся коровы. Женщины, одетые в белые рабочие халаты, – доярки. Одна из них сидит, удобно облокотившись на ограду, и широко улыбается, видимо, сказав что-то очень смешное, а ее подруг так разбирает смех, что от хохота они даже не могут усидеть на месте. Сцена залита ярким солнечным светом, который отражается от бидонов и сверкающих белизной халатов. Яркие цвета подчеркивают воздушное и легкое настроение полотна.
В «Доярках» соблюдены все жанровые требования соцреализма – главными персонажами являются рядовые представители рабочего класса. Однако контекст, в котором они появляются в композиции, уникален и нетипичен для официального советского искусства. Баскакова, кисти которого принадлежит также ряд других, более идеологически выдержанных работ, включая несколько портретов Владимира Ленина, иногда позволял себе вольность изобразить рабочих в неформальных ситуациях, например, смеющимися или подшучивающими друг над другом.
В «Доярках» прослеживается сильное влияние импрессионизма, что характерно и для других работ автора. Тема произведения – колхозники – типична для советской живописи, но Баскакову удается избежать помпезности богатых урожаев и полных энтузиазма трудящихся. Доярки изображены в непринужденной атмосфере без какого-либо намека на героизацию их труда. Заливающий картину свет летнего солнца – рефрен соцреалистического искусства, но в то же время в «Доярках» использованы цвета мягкие и яркие, присущие работам импрессионистов. Широкие, уверенные мазки, которыми выполнены трава, бидоны с молоком и коровы, напоминают о выразительных пейзажных работах Баскакова.
До недавнего времени картина «Доярки» находилась в частной коллекции в США. Независимая экспертиза подтвердила подлинность работы, а также соответствие использованных материалов и методов дате и подписи на картине. Существует еще одна версия этого известного произведения – она выставлена в Музее русского искусства в Миннеаполисе (США).
Учредитель арт-фонда Андрей Филатов отмечает: «Николай Баскаков – яркий представитель ленинградской школы советской живописи, однако этот художник был практически неизвестен за пределами СССР до его выставки в Париже в 1989 году. Впоследствии многие из лучших работ живописца были приобретены частными коллекционерами из разных стран и стали недоступны для широкой публики. Я рад, что мы наконец-то можем представить вниманию ценителей искусства по всему миру одну из работ Баскакова».
Арт-фонд семьи Филатовых, возглавляемый предпринимателем и инвестором в сфере инфраструктуры Андреем Филатовым, был основан в 2012 году. Фонд намерен ежегодно приобретать 10-12 произведений искусства, созданных с 1917 по 1991 год, что позволит ему стать своеобразной точкой отсчета для изучения данного художественного периода. Помимо коллекционирования работ эпохи социалистического реализма, задачи фонда включают информирование международной общественности об этом направлении в искусстве путем предоставления работ для экспонирования российским и зарубежным музеям и галереям, а также посредством издания книг и каталогов, посвященных важнейшим художникам и работам.
Николай Николаевич Баскаков (1918-1993) родился в поволжской деревне неподалеку от Астрахани. В 1933-1939 гг. учился в Астраханском художественном училище у известного преподавателя живописи П. А. Власова. В 1939 г. был призван в армию. Проходил службу на Дальнем Востоке. Там же в 1943 г. состоялась его первая выставка. В 1945 г. поступил в Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина, который окончил в 1951 г. Начиная с 1951 г. регулярно участвовал в выставках ленинградских художников и со временем заработал репутацию одного из лучших мастеров своего времени. Писал полотна на военные и исторические темы, жанровые сцены, портреты и пейзажи. Его произведения входят в коллекцию Государственного русского музея, а также принадлежат музеям изобразительных искусств и частным коллекционерам из России, Японии, США, Германии и Англии.
«Доярки» (1962) 69,5 x 120 см. Холст, масло.