19 февраля, 19.00 – творческий вечер с Андреем Люблинским для всех, общение для журналистов;
20 февраля, 19.00 – открытие выставки «Два человека»;
21 февраля, 19.00 – мастер-класс «Продукты 24» для детей и их родителей.
Маркируя изменение времени, объекты группы «Pprofessors» стали спорадически возникать в разных городах России, начиная с нулевых годов, всегда вызывая бурную реакцию в широком диапазоне от ребяческого восторга до гневных демонстраций протеста. Иногда даже странно было наблюдать, что вокруг произведений, имеющих чисто дизайнерско-художественное воплощение, может накручиваться такой вал страстей и споров. При этом авторы не позиционировали свое искусство как остросоциальное или политическое, с готовностью отзывались на любые предложения, как от частных, так и от государственных организаций да и вообще, декларировали приоритет служебной модели сотрудничества «дизайнер-заказчик». Эта позиция не вызывала противоречий, так как собственно «заказ» никогда не был идеологически артикулирован. Скорее организаторы тех или иных публичных инициатив просили создать нечто «яркое, современное, понятное и соответствующее времени». Все художественные решения, таким образом, оставались за авторами. Протестные эмоции были в большей мере связаны с переменами на символическом уровне, так как визуальное вторжение в общественное пространство прочитывалось консервативной частью электората как покушение на сложившуюся традицию с закрепленными в ней понятиями о том, что такое «городская скульптура», «памятник» или «искусство». Понятия эти были связаны не только с эстетикой, но и с героикой и ее пантеоном. Скульптуры же «Pprofessors» были принципиально внегероичны (в привычном понимании), нивелируя пафос монумента до детской модульной игрушки, которая при необходимости могла трансформироваться в любой объект окружающего мира. В этой универсальности было что-то от опыта производственного дизайна 20-30-х годов, в задачи которого входило не просто обслуживание потребностей, асоциальное проектирование и изменение человека.
Новый проект продолжает эту линию, но замахивается на более глубокую задачу – через городскую топонимику, архитектурный декор, графические визуальные знаки и условные «иконки»-alter ego оценить изменения, произошедшие в постсоветском пространстве. Героем-проводником проекта становится условный персонаж «ANONYMOUS», напоминающий одновременно садово-парковые декоративные скульптуры советского времени, персонажей из картин Малевича и базовый анонимный юзерпик пользователя социальной компьютерной сети. Пространство выставки построено как интерактивная игра, где житель города и зритель, пришедший на выставку, может стать соавтором и героем проекта. Для этого ему необходимо проявить волю и решительность, взяв личную ответственность за развиртуализацию и превращение анонимного персонажа в личность. Инструменты при этом используются вполне доступные: цветные фломастеры и анкета с вопросами. Скульптуры, объекты и цветные фактуры, представленные в галерее, соединены в повествование и суммируют наблюдения художников за визуальными знаками.
Как это и любят Pprofessors, цветовое решение построено на точном соединении ярких базовых цветов: черный, белый, желтый, маджента. От входа в глаза «бьет» ярким цветом желтый «солнечный» круг (один из любимых цветов сталинского ампира). На его фоне фактурно выглядит огромная звезда, как будто заимствованная из архитектурного декора одного из городских зданий. Но она уже не парит над землей, а снята с пьедестала и просто прислонена к стене. Движение к ней от входа подчеркнуто линией, составленной из масштабных скульптур «Анонимусов» на цветных пьедесталах, смутно напоминающей «Аллею героев». Это и есть те новые герои, которые вскоре проявятся и обретут лицо. Как учит эпос каждого народа, путь героя – это дорога испытаний. Дойдя до солнечного круга, зритель (и будущий герой) «слепнет» от его яркого света и попадает в «сумеречную зону», где медленно вращаются зомбирующие кружки – спирали и доносится тихая музыка. Звук идет изнутри маленького черного игрушечного домика, приближение к которому неприятно тревожит. Этот соблазн приближения к границе «темного сознания» так же притягателен и разрушителен, как и пол в шашечку из «Twin Peaks» Линча или неумолимая планета «Меланхолия» Триера. Именно здесь, в одиночестве, находится единственный раскрашенный «Анонимус» в черной маске террориста, перешедший «сумеречную» границу и так и оставшийся антигероем и анонимом. Путешествие же Героя, сделавшего выбор «светлой стороны силы» (здесь уже «Star Wars») завершаются на «рассвете» у светло-серой стены, заполненной мелковым и рукописными граффити о его пути и подвигах, которые без конца дорисовываются, затем стираются и начинаются вновь. Ибо выбор Героя – быть всегда в пути и отвечать за себя и окружающий мир.