Карта сайта
Обратная связь


РУФА.ru / Статьи / Культура / Белые ночи в Перми – 7. Современное искусство.

Белые ночи в Перми – 7. Современное искусство.

Не спорит гость с хозяином. Приехал в  Рим – кушай спагетти, а приехал в Пермь – изволь ходить по музеям. Мне ж не просто ходить – мне об этом писать нужно. Высказывать мысли и отношение. Ходить с умно-постной рожей не хочется, хочется понимать.
А может просто спросить? Ну и напросился я на беседу с «главным по галереям и авангардам» знатоком искусства и видным галеристом Маратом Александровичем Гельманом.  Напросился на интервью - беседу а сам боюсь, галеристы – народ жестокий и безжалостный. А ну как не сойдемся во взглядах на понимание современного искусства. Прибьёт же.
На всякий случай пошел с коллегами по пресс-группе Денисом Яцутко ( www.hrenovina.net ) и Ливиа Иуреа (московский корреспондент румынского телевидения www.tvr.ro ). Ливиа – румын, практически земляк Марата, а Денис – два метра роста. Может всё и обойдётся.
Встретились на даче. «Дача» - так ресторан называется. Тихий, на тихой улочке, уютный такой ресторанчик. Марат Александрович Гельман, мэтр и демиург мирно, кушал пельмени, потом пил кофий и курил потихоньку. Оказался он человеком мудрым и весьма располагающим к себе.
Как в этом самом актуальном искусстве отличить хорошее от плохого. Или говоря по- другому: Какой стиль, какое направление не может появиться в галереи Марата Гельмана?
- Современное искусство скорее органно, а не фортепьяно. Так же как в органе общий звук - результат слияния и взаимодействия множества труб, в современном искусстве равноправны все стили и направления. В отличие от модерна, сметающего старый стиль ради нового, в современном постмодерне все стили равноправны. Художник вправе использовать абсолютно все краски, а не отвергать «старомодную желтую» краску в пользу «современной и актуальной пурпурной». Постмодерн разрывает рамки, но не создает новые, художнику доступна вся палитра. Бывает так, что однажды созданный удачный ход, раз за разом используется, но это путь в никуда. Язык стиля дискредитирует сам себя из-за излишнего использования.
- Существовавшая в модерне система критериев подразумевает неких экспертов, судей. Они говорят «это хорошо, а это плохо», отменяя каждым новым вердиктом предыдущие. Постомодерн разрушил категориальный аппарат модерна. На место критерия, стиля пришел контекст.  Я различаю четыре основных контекста:
- Контекст исторический. История искусства весь опыт предыдущих эпох, накопленный в технике, приемах, методиках. Без знания и умения художника просто не может быть.
- Контекст актуальный. Время идёт, и искусство не может стоять на месте. Особенно сейчас, когда на крупнейших мировых биеннале мы видим новые открытия, новые прорывы. Нужно изучать, анализировать и идти вперёд, чтобы не отстать. Не от очередного тренда - от эпохи.
- Социальный контекст. Отражения общества, его эмоций, чувств. Отражения души и мысли социума в котором живет автор.
- Личный контекст. Подлинный художник – многогранная и глубокая личность. Он стремиться передать свои мысли и чувства. Они у него есть. Ему есть что сказать и он говорит тем, кто готов его понять и принять. Тем, кто понимает его язык. Вот так.
- А всё остальное – просто мишура.
- Всей своей деятельности в Перми мы хотим привлечь к себе людей, которые никогда раньше не ходили на выставки, отрыть для них новый мир, расширить угол зрения, угол восприятия.
Так много стало  художников, как определить кто гений, а кто нет?
- В СССР Союз художников насчитывал чуть ли не 80 000 человек и неким руководителям пришла мысль составить иерархию. Вот вершина пирамиды, на которую они посадили самих себя, дальше ещё пять, уровнем пониже, потом ещё десять. Итак, до полусотни, а остальные – внизу. Но это явно тупиковый путь. Избыточность художников должна быть обязательна. В искусстве должна быть сверхвысококонкурентная среда. Ставка в этой игре – место в истории.
Что же остаётся в истории?
- Раньше срок жизни стиля равнялся среднему возрасту – примерно около полувека. Менялись поколения – менялись и стили примерно в таких временных рамках. Представьте себе дом. Люди живут, пользуются разными вещами. То, что кажется им старым и ненужным несут на чердак. Потом они состарились и пришли их наследники. Куда они пойдут в первую очередь? На чердак! И там заново откроют для себя нечто новое. Рассмотрят, а может быть и станут использовать то, что отвергнуто предыдущим поколением.
- Сегодня нет чередования эпох. Всё, что не попало в «кабинет» уничтожается напрочь. В современных апартаментах «чердаки» и «антресоли» не предусмотрены. К этому надо относиться как к данности, как к природному явлению. Это и есть нынешняя эпоха.
… Вроде бы если не понял, то записал почти дословно. Следующий день – день посещения музеев хороших и разных, а также выставок. Но об этом в следующий раз.

Автор: Михаил Бреслер


Поместить ссылку в
LiveJournal
Facebook
Twitter
ВКонтакте
Блоги Mail.Ru