Вечер в филармонии носил явно провокационное название. Готика, как элемент культуры века так осмьнадцатого и готика - субкультура конца ХХ века. Что увидим в старом добром Большом зале нашей филармонии и не станет ли вечер 26 января началом нашествия готов, эмо, а вслед за ними рокеров и панков?
Опасения были. Пусть не столь явные, до дрожи. Но были. Кто придет, что будет на сцене и как воспримет привычная филармоническая публика сталь авангардное прочтение классического и потому привычного аудио-визуального ряда?
Однако в большинстве своем публика пришла вменяемая и сугубо экспертно-знающая. Хорошо одетый, серьёзный и просвещенный зритель оценил перформансы вестибюля и загримированные лица современных готов с присущем ему снобизмом и скепсисом.
Но со сцены полились звуки чудесной музыки Генделя, а потом пришел черед Баха и Томазо Альбинони с его концертом для пяти инструментов. И не важно, какое кино показывали на экране позади музыкантов:кадры из сериала «Бедная Настя», порции любимого фильма девочек до 12 лет из моего поколения «Анжелика», или что-то совсем к смотрению не возможное. Не важно, потому что на сцене Алия Ахмадеева своим волшебным голосом свершала Открытие. Впервые в городе звучала ария Богини Палес из кантаты № 208 и кантата № 209 Иоганна Себастьяна Баха. Искушенные меломаны смаковали, а простодушные зрители удивлялись.
Относясь скорее ко вторым, нежели к первым я просто плыл по волшебной реке вместе с голосом в кантате 208-ой, а после рассыпался в водопаде звуков в следующей, 209-ой кантате, вместе с голосом и флейтой.
Истинное искусство не нуждается в длительном объяснении. Оно понятно и непознаваемо одновременно. Профессионалам от культуры оно нескончаемо поле для размышлений, а простым людям – источник наслаждения, которое нельзя оценить в категории «мненравится/мнененравится». В упоминании Баха или Генделя такие категории неуместны. Они просто есть. А мы можем к ним приблизиться или удалиться на любое расстояние, определяемое лишь нашей невежественной ленью.
Видеоряд из коллажа попсовых кадров – немой укор. Вот расстояние, на которое мы отдалили от себя истинное. Вот путь по которому нам нужно пройти, чтобы от готской субкультуры вернуться к культуре готической.
Потом был антракт и снова порция перформанса. Студенты академии искусств радостно носились в карновальных костюмах по обширному залу вестибюля филармонии, «готы» гуляли по галереям. А народ поднимался в знаменитый буфет за малой толикой традиционного «К». Не глотнуть «К» при посещении филармонии – нарушить традицию заложенную не здесь и не сейчас. Традицию поддержал, откомментил для ТВ своё впечатление и снова в зал.
Второе отделение посвятили мистике. Причем миксту из Баха-Генделя, «Матери скорбящей/Stabat Mater» Перголези, «Jesus Christ Superstar» Э.Л. Уэббера и его же «The Phantom of the Opera».
Народ, даже самый неискушенный был подготовлен первым отделением и поэтому окунание в мистику перенес вполне нормально. Музыка начала сливаться с визуальным рядом мозаика сложилась и картина мира уместилась на главном камне современных готов.
Финальный дуэт Фантома и Кристины (звезды вечера Сиявуш Шерматов и Алия Ахмадеева). О боже! Мне кажется, я начал признавать эту чуждую моему веселому нраву меланхолию готического потсмодерна. На миг мне открылись те самые «знаки знаков» упомянутые в «Имя розы», над которыми пора уже начинать самому «творить молитву истолкования», а не кивать головой очередному переводчику с постмодернового на человеческий.
Редакция Руфа.ру горячо благодарит организаторов вечера.
Организаторы. Общественный Совет по культуре Республики Башкортостан. Кафедра эстрадно-джазового исполнительства Уфимской государственной академии искусств им. Загира Исмагилова. Благотворительный образовательный фонд «Мархамат».
И лично друга Руфа.ру, арт-директора проекта Азамата Хасаншина.