В начале ХХ века привилегированный грек (так написано в одном из документов Академии художеств) Архип Куинджи писал ночь.
Ночь и закат. Ночь в Крыму, ночь в украинской степи, ночь в зимнем лесу.
Красные сполохи уходящего солнца на сугробах, иссиннее море, фиолетовый Эльбрус с золотом камней, бездонное небо и лошадку на линии горизонта.
Неброские работы, но если начать всматриваться в них, то покой разливается на душе. Эти картины не имеют сюжета. В них нет мимолетных моментов истории. В них вечность природы, переданная невозможным, нечеловеским цветом.
Куинджи – волшебник. силою мысли он передвигает светило, так, чтобы земля заиграла совершенно иными красками. День Куинджи скучен и абсолютно статичен. Ночь – деятельна бурна, играет красками.
После кончины академика Куинджи его ученики пытались передать полтысячи картин Русскому музею, но художественная бюрократия в 1913 году (а мы, то думали, что бюрократия характерна лишь для советского времени) отказала. Лишь в 1930 коллекция Архипа Куинджи заняла свое достойное место в Русском музее, Третьяковке, множестве коллекций Минска, Новосибирска. Алма-аты.
На краткое время коллекция приехала к нам. И Куинджи встал, заняв три зала нашего небольшого особняка, под бок с аристократическими и глубоко духовными работами Михаила Васильевича Нестерова и хулиганскими, праздничными полотнами Давида Давидовича Бурлюка.
Новый, незнакомый нам художник. Воспитанным на Нестерове (в картине «видение отроку Варфоломею» мы можем наблюдать, как художник работает над полотном,- голос тёти-экскурсовода из детства звучит, не умолкает), на позе, повороте головы, на поиске духа нам трудно понять глубинный смысл игры света и тени, золота, черни и бронзы.
Ближе крупные мазки позднего Куинджи, где экспрессия переходит в модный импрессионизм. Что-то близкое моему любимому «Красному полдню», где все ярко, все светится, где множество дорог идут во все стороны и во все стороны идут люди, а главный герой (я?) стоит посередь, и чуть внизу, раскинув руки на все стороны. Но в широких мазках Архипа Куинджи нет движения, есть вечность, вечность древа, листа, солнечного света.
Всё. Пусть дальше говорят искусствоведы и пусть они строго не осуждают меня за дилетантское, сугубо профаническое прочтение. Архип Куинджи – сам по себе эпоха и кто я, чтобы судить? Остается только пригласить всех на выставку и повторить слова благодарности АФК Системе, Башнефти, Русскому музею и музею М.В. Нестерова.
Спасибо Вам Файзрахман Абдрахманович Исмагилов, за то, что Вы семь лет работали над этим проектом, за отремонтированный музей, который давно утратил статус провинциального, получив собственное лицо.
Во время пресс-конференции было много забавных мелочей, могущие привлечь Ваш интерес, коллеги. Но что эти мелочи по сравнению с вечным временем?
У картин Куинджи не хочется говорить, только молчать и восхищаться. Помолчу и я.
Фотографии и репродукции картин совершенно не соответствуют виду подлинников.
Рекомендуем личный просмотр.
Выставка работает в обычные дни. Стоимость билета (на 20 сентября) – 100 руб. Студенты – 70 руб. Услуги экскурсовода для группы – 20 руб.
(реклама музею Нестерова производится Руфа.ру на безвозмездной основе.
Отдельное спасибо за фото С.Лайко. Настоящему другу и хорошему фотографу.