Карта сайта
Обратная связь


РУФА.ru / Статьи / Культура / Фотохудожник Рамиль Кильмаматов

Фотохудожник Рамиль Кильмаматов

Всего-то лучик света скользнул по объективу, объектив раскрылся и захватил все что смог и снова закрылся. Щелк - и на стене портрет любимого дедушки, в паспорте угрюмое и надменное лицо (моё?), а на страничке в Интернете - пляж и девушки. Снял – посмотрел-забыл - снимаем снова. Фотография-дело простое.
 
Простое? А вот, поди, в фотоателье да еще со всеми чадами-домочадцами. Сначала будете одеваться – прихорашиваться, мечтать и рассаживаться перед фотокамерой. . А фото-мастер (если он настоящий мастер) вначале будет долго и пристально смотреть на очередное благородное семейство, будет сажать и пересаживать, поднимать подбородки и опускать плечики,ставить светильники для света и экраны для тени. Жестом иллюзиониста сделает «Ап-Снято!». Фотограф уединяется для священнодействий в комнату с красным фонарем или монитором, чтобы потом, позже, вынести нам фотографии.  Фотография – дело -сложное
 
Фотограф может уже не сидеть под красной лампой, махая руками точно бабочка, над белым листом, вымачивая бумагу в проявителе-закрепителе. Луч превращается в вихрь цифр и мгновенно появляется на мониторе. Всё просто? Но сложность не в том, что видно будь то в кювете или на экране монитора. Сложность увидеть. Сложность увидеть в самом простом объекте съемок что такое, от чего замрёт у зрителя что-то внутри, заколотится сердце, и губы расплывутся в улыбке.
 
 
 
Пацан. Увидел городского фотографа и позирует: «Вот смотри я какой, я ещё и колесом могу и вприсядку, а фотки дашь»?
 
 
 
Кузнец. Он устал. Целый день махать молотом не каждому дано. Тут и сноровка нужна и сила, а сам кузнец – обычный мужик и никак на атлета не тянет. Но видать у него всё в порядке. Взгляд задумчивый, солидный. Одет по последней моде, вот и часы на руке. Сразу видно - кузнец человек не бедный, и в деревне уважаемый.
 
 
Пожарный. Каска и глаза. Наверняка только после армии пришел, а тут – пожар, значит в бой, как бы не было страшно. Пожар пленных не берет и сам не отступит. Его победить нужно. И обреченный на победу пожарный крепко сжимает рычаги брансбойта.
 
Фотография молчит и рассказывает.  
Историю, которую увидел и создал Рамиль Исмагилович Кильмаматов.
История, которая началась очень давно...
 
В деревню прислали молодого учителя Ратмира Якиева. Он кружки организовывал и фотокружок тоже был. Рамиль начал заниматься – понравилось, а потом дядя подарил ему фотоаппарат «МИР». Роскошная фотокамера по тем временам.
Свой фотограф. Народ повалил толпами. Кому фото на паспорт надо, кому что. Печатал в бане.  «Печатаю, а народ вокруг собирается, ждет. Проявишь, макнешь отпечаток пару раз в фиксаж и за дверь». От света изображение тонировалось и получалась почти цветное фото. Так и слух пошел – Рамиль снимает цветные фотографии.
 
Каждому художнику нужна своя модель. У Дали была Гала, а у Рамиля –  Римка. Корова, она же иногда и лошадь, и фотомодель. «Идеальная модель, терпеливая и фотографий не просит».
Фотограф в деревне человек нужный, но сама профессия считалась не очень серьезной. Рамиль мечтал стать шофером или инженером. За руль он сел только к сорока пяти годам, а вот на инженера чуть было не выучился. И всё-таки он стал фотографом. Сначала только репортером, а потом исподволь, изнутри стало появляться желание не просто остановить мгновенье, а проникнуть в суть истории, в душу. Протащить всё, что увидел через себя и показать зрителю.
 
Сложно? Но этим и отличается фотохудожник. Он снимает реальность, не приукрашивая и не очерняя. «Это материал. Из каждой поездки привожу сотни, тысячи снимков. Они долго могут лежать в архиве, пока они не начнут сами «проситься».
Есть фотограф, который мечтает раз в жизни сфотографировать невиданное. Летающую тарелку в момент приземления, танец осьминогов в глубинах океана или падающий небоскреб. Благородное ремесло репортера.
 
У фотохудожника работа другая. На снимках Рамиля Исмагиловича, вроде как нет ничего необычного: старики, дети, министры, бабы, пейзажи, лошади и многое то, что мы смотрели много-много раз. Смотрели но не видели. Не видели, не пережили.
Необычность личности, прекрасность вечного бытия под рукой фотохудожника начинает проявляться. «Работы они должны читаться зрителем. По его (фотохудожника) работам определяется состояние времени. Да мы убираем грязь со снимка, «добавляем» небо, но суть остается». Остается мир, увиденный глазами фотохудожника.
 
Чтобы видеть, нужно учиться, много учиться. В московском институте культуры во времена учебы Рамиля Кильмаматова преподавали Бондарчук, Чухрай, Ращук – люди легенды. Фотография нуждается в режиссуре не меньше кино.
 
«Я – режиссер. Сюжет, постановка, композиция – в фотографии это очень важно, также как и в кино». Кинорежиссеры – люди более известные их работы смотрят миллионы, они поднимаются по красным дорожкам фестивалей. Кино – искусство громкое, но фотография молчалива. Только единственный снимок может рассказать, много больше, чем блок-бастер. Кинорежиссеру поможет игра актеров, музыка, действие, каскадерские трюки, а в фото автор один на один со зрителем. Снимок-отражение эпохи и души автора.
 
 
 
Лошади, просто лошади. Но без седла и уздечки на вольных полях. Вот они – самое прекрасное явление природы полные свободы и любви.
 
 
Утро. Бескрайний луг и два косаря. Отец и сын.Сын давно городской и косит не из-за необходимости, а по сыновнему долгу. И радость отца за удачливого и послушного сына, не забывшего крестьянскую науку.
 
Это не просто карточки – фотокартины. Их можно и нужно долго рассматривать, перед тем как, переборов желание посмотреть еще раз, перевернуть страницу шикарно изданного фотоальбома – «Башкортостан – мой отчий дом». Альбом, как роман о жизни, о людях и о Художнике Рамиле Исмагиловиче Кильмаматове.
 
 
А рассказать ведь можно о многом. Кильмаматов, как и всякий талантливый человек многогранен. Он – художник, которому одинаково подвластны и пейзажи, и жанровые сценки, и парадные портреты и миниатюра и эпическая поэма. Кильмаматов – администратор, он - в основе становления Союза Фотхудожников и Башкортостана и России. Кильмаматова считают своим учителем многие молодые фотографы. Кильмаматов – активно продвигает фотоискусство в нашей стране и за её пределами – количество выставок им организованных и с его участием перевалило за сотни. Он – мудрый человек, с умением философски подняться над сиюминутностью и  рачительный хозяин. Когда-нибудь я напишу и об этом, но это уже будет другая история
 
 
Рамиль Исмагилович Кильмаматов за выдающиеся заслуги в развитии фотоискусства, многолетнюю творческую, преподавательскую и организаторскую деятельность выдвинут соискателем Государственной премии им. Салавата Юлаева.
Мы считаем Рамиля Исмагиловича без сомнения достойным этой и надеемся на присуждение ему премии им. Салавата Юлаева.

Автор: Михаил Бреслер


Поместить ссылку в
LiveJournal
Facebook
Twitter
ВКонтакте
Блоги Mail.Ru