Карта сайта
Обратная связь


РУФА.ru / Статьи / Культура / ЖАRА в январе

ЖАRА в январе

           Второй год к традиционным новогодним развлечениям прибавился обязательный культпоход на премьерный показ российского кинофильма. В прошлом году это был «Дневной дозор», в этом – «Жара» и «Волкодав». Встать первого января ранним утром и превозмогая «усталость» доползти до кресла кинозала – подвиг. Маленькое усилие воли. Голова шумит, настроение довольно мрачное, глаза слипаются. Большой риск у продюсеров показать свой фильм именно в эти часы.
А мы идём в кино, надеясь, что зрелище фильма вознаградит нас за всё.
Я очень люблю фантастику, «русское фэнтази» и писательницу Семёнову. Все  книги о  Волкодаве я прочитал, раз по пять. Но первым фильмом в году  у меня, был не «Волкодав». Это получилось совершенно случайно. Ближайший по времени сеанс приходился на фильм «Жара». Ждать целый час? Не в этот день. Купил водички, уселся в кресле и стал смотреть. Кино - волшебное искусство. На улице минус двадцать градусов по Цельсию и ветер, а на экране страшная жара. Плавится асфальт, плавятся мозги. И обычная жизнь переплавляется в самые необычные события. Такое вряд ли случится в обычный день. Даже в виртуальном мире центра Москвы. Забитые проблемами днём и сжигающие жизнь ночью москвичи будто замерли. Расплылись от жары и их, вечно бегущих, можно рассмотреть внимательней. Вот они молодые парни, лет чуть более 20.Ещё не мужчины, но уже не мальчики. Четыре школьных приятеля. Через три года после окончания школы. Ничего общего, просто жара столкнула их за один столик в кафе.


            
             Итак.
 №1.Реппер Тимати, живёт в концертах и фотосессиях. Там он кумир молодых девочек. Они, «чики», визжат, а  он, прям,          супергерой, эдакий «мачо из Гарлема». Под взглядом объектива Тимати кажется себе грозным и могучим.
 №2 Артур – мечтает о сцене. Он вырос в театре. Его мама работала в театре.
- Ваша мама играла в театре?
- Нет, она его продавала.
- ???
- Билеты она продавала...
        Кастинги, просмотры, мечты о Большой роли. А в результате? Результатов пока нет, есть мечта. Немного туманная и очень сильно романтическая. Вот придёт продюсер и возьмёт его в Самую  Главную Роль.
№3 Костя. Самый успешный сын строгого папы. Папа отправил его в Лондон. Дабы он не путался под ногами и не мешал папе делать деньги и ухаживать за молодой женой Полиной. Полина чуть постарше самого Кости. Она заняла место покойной мамы. И мальчик как может, протестует против папиного поведения. Плохо учится в Лондоне, да ещё и проводит время в дурной компании. Папа строго наказал сыночка. Привёз в Москву, устроил в банк и подарил машинку. Мальчик при деле, при деньгах. Папа вставил его в этот мир. Костя мечтает только об одном. Чтобы папа обратил на него своё внимание. Он ждёт, что его кумир, его отец, однажды просто поговорит с ним как друг, как равный.
 №4 Алексей. Наверное, самый приятный и чистый парень из всей компании. Он возвращается, отслужив три года в Черноморском флоте. Он здоров, весел и полон надежд. Пару дней у друга – однополчанина и вот она родная Москва. Город-дом, город мечта. Там, в этой мечте,  сестрёнка – малютка. Там девушка. Она любит и ждёт. Там друзья. Костя, Артур и Тимати.
И вдруг мир рушится. Вместо поцелуя любимой Алексея встречает кулак ревнивого мужа. Девушка, любимая, год как замужем за «богатого». Родители стали старыми и брюзжащими, а у друзей своя жизнь и пару часов общения – всё, что они могут дать. Рушиться мир не только у морячка Алексея (я не солдатик – я морячок). Оказалось, что нет ничего общего у старых и верных друзей – одноклассников. Да же сам язык начинает меняться и вот уже театральный юноша Артур не понимает слэнг рэппера Тимати. Кул, стайл, респект-это ты, о чём дружище?
Сам Тимати - герой глянцевых журналов, гламурный падонок, вдруг встречается с толпой скинхедов. Это тупые ублюдки. Они просто хотят поколотить (или убить) кого-нибудь. За что? А чем ещё заняться? Да не знали они беднягу рэппера и ничего – то он им не сделал. Просто он одет по-другому, а потому «враг» и его нужно преследовать.
Тупо преследовать, потому что жара, потому, что более одной мысли в их головах не вмещается. И бежит герой, как заяц, бежит, не призывая никого на помощь. Знает, что в этом городе никто ему на помощь не придёт. «Они жгут жизнь, зачем им твои проблемы». Скины к вечеру устав сидеть на одном месте помогут «славянскому брату». Тупость всегда наивна, а тут ещё и жара... 
    Артуру повезло. Он случайно оказался на нужном месте в нужное время. И великий Бондарчук – младший приглашает его в картину. Парень поднимается к небесам, и вот уже готов с умным видом рассуждать о тонкости режиссуры...
Но он случайно, залезает в автобус с гастарбайтерами и пашет полдня на стройке, уверенный, что его снимают. Конечно, и очень культурному человеку не вредно помахать лопаткой, но какой облом!
    Блестящий плейбой Костя? Только, что он мог движением руки отгородиться от грубой жизни. Закрыть окна и включить кондиционер. И вдруг! У него нет телефона, кошелька, кредитки и ключей от машины. Всё, он гол и бос. Оказывается, что без мишуры он сам по себе никому не нужен. Ничего  не может. Он разучился просто жить.
Жара. Расплавленный асфальт. И очень одинокие мальчики, задержавшиеся в детстве.
Болезнь уходящего детства. Болезнь взросления. Где же умные и взрослые? Они застряли в своих проблемах, они ещё не отошли от шока 90-х годов. Только в конце фильма, в самый хэппи-энд они снова появляются. Один добрый дядя – милиционер, выпускает всех из камеры на волю. А другой (Костин папа), вдруг понимает, что мальчику «отец нужен, а не только портреты Франклина на бумажках». Справедливость восторжествовала? Герои свободны, мошенник наказан, а скинхеды остались «с носом». На милицейском крылечке друзья снова вместе. Всё. Недоразумения рассеяны. Все помирились. Надолго ли? Нет. Новый день и новая жара.
    Побежали по своим делам Артур с Тимати, уехал Костя. Алёша-морячок снова один. «Дом- это то место, где тебя любят». Где тот дом? Он не умеет строить свой и пытается
пристроиться, прилепиться.
А некий мошенник действует грубее и проще. Он просто забирается в чужой дом. Нет не для того, чтобы обокрасть и исчезнуть. Всё гораздо интересней. Он просто залез в чужую и такую сладкую жизнь. Сладкую, как конфета, которой мошенник угощает Тимати. Залезть в чужой дом и устроить вечеринку. «Народ к разврату готов!»,
 - помните «Калину красную». Не удалось тогда, порадоваться на искусственно созданном празднике. Не удастся и сейчас. Скучно. Жара. Под градом пота и макияжа не видно лиц, только маски. Маска рэппера, банкира, романтика – артиста. Они носят личины, так, что лиц уж и не видать. И чем больше пройдёт времени, тем сильнее маска прирастёт к коже. Маска на лице, на всю кожу тату и искусственный загар. Пришла ЖАРА. В скорлупе и маске очень плохо, жарко. Вся надежда «на лёгкую одежду и на дождь». На обнажение души и очищение дождём.
Слишком философично? Так возраст такой у героев картины философский. Пора определяться «по жизни», выбирая мир и своё место в нём.
- Я – бармен, и знаю, чем ты болен.
- И чем, доктор.
- «Куда уходит детство, в какие города?
   И где найти мне средство, чтобы попасть туда...» 
   
Кино нужен хэппи  энд. Молодёжному кино, тем более. В жару нужен дождь и он начинает лить в конце фильма. Тёплый, чистый и очень мощный. Но летний дождь быстро проходит. Очищенную, вроде бы, душу снова покрывает городской смог. Выход? Зрителю предлагается подумать и найти его самому. Тем более что фильм кончился, свет включили и открыли двери...  

 

    Если рассказывать о фильме «ЖАРА», то одного размышления над сюжетом мало.
Обязательно нужно рассказать про авторов фильма.
Фильм снял молодой режиссёр Резо Гигинеишвили. Это ученик Фёдора Бондарчука.
Работал вторым режиссёром на съёмках фильма «9 рота». Самому Резо всего 24 года  Он снимает кино о себе и своих друзьях. Такие какие они есть. В сценарий вошли реальные  истории, которые произошли с актёрами Алексеем Чадовым,
 Тимати, Константином Крюковым и Артуром Смольяниновым. Это истории из жизни, из тех, что рассказывают приятелям. Поэтому в фильме столько узнаваемых моментов.И мошенник с подкинутой туристу - бедолаге пачкой «денег», и задержанный грузин, и конечно, драки в клубе. 
   
Молодой режиссёр попытался рассказать о поколении. Как почти сорок лет назад другой молодой грузинский режиссёр  Георгий Данелия сделал  в фильме
«Я шагаю по Москве». Конечно, тот фильм был тоньше и серьёзней. Так ведь и Георгий Данелия был на десять лет старше сегодняшнего Резо Гигинеишвили.
Тогда фильм назвали манифестом поколения.  «ЖАРА» на манифест не тянет. Да и не стремиться. Это фотосессия поколения. Не зря же через весь фильм проходит девочка с фотоаппаратом. И снимки, распечатанные на принтере, на память. Авторы фильма говорят о себе вот такие мы: романтики, циники, мошенники, трудоголики, бездельники, бродяги и те, кто ищёт Дом.
Не только для того, чтобы снова собрать старых друзей Резо Гигинеишвили пригласил на главные роли актёров «9 роты». Получился фильм о детях поколения СССР. Их отцы выбирали между жизнью и честью. Для них слово «друг», не были просто словом. Сын тех людей безбашенный и, честно говоря, трусоватый Тимати «закрыл глаза и бросился в драку». А рядом десятки людей просто смотрели и не вмешивались.
Новое поколение. Жители самого центра столицы, самого дорогого города мира. Граждане «богатого государства, в котором есть нефть». Их не ломали через колено, не тыкали мордой в грязь перед всем миром и их президент не упивался в хлам. В этом они счастливее нас, но поэтому они и так беззащитны и беспомощны. Смогут ли они совершить хоть что-то? Наверное, да. Значит не всё потеряно. Значит, имеет смысл жить. Жить и верить, что каждая жара  кончается дождём, а каждая дорога - домом.



Поместить ссылку в
LiveJournal
Facebook
Twitter
ВКонтакте
Блоги Mail.Ru