Мастерская художника – его алтарь, его секретная комната в храме, куда не допускаются досужие обыватели без особого дозволения мэтра.
В заранее назначенный час вхожу. Аскетичная обстановка. Идеальная чистота и разложенные в композиционной гармонии предметы. Только необходимое для работы, ничего лишнего. В центре – хозяин территории творчества, человек среднего роста, с приветливым лицом и мудрым, цепким взглядом. Художник Рашит Хабиров. Один из немногих мастеров, кто, продолжая традиции великих русских художников, работает в стиле классического реализма. Работает вопреки переменчивому мейнстриму и быстропроходящей моде.
- Работаю, каждый день с утра и до тех пор, пока не устану, пока не почувствую, что пишу вяло. Ведь в живописи очень важна энергия, внутренняя энергия картины. С мазками, цветами, пластикой формы мы накачиваем холст своей энергетикой. На выставке, в музее зритель попадает под воздействие картины. Его внутреннего содержания, внутренней энергии.
Как появляется сюжет картины? Спонтанный, интуитивный порыв, отклик, на событие, побуждающий Вас к творчеству или специальный поиск заранее продуманного места, персонажа?
- Сначала рождается идея самой картины. Потом идет планомерный поиск места, времени, натуры. Сюжет картины, безусловно, важен, но в искусстве посредством художественная формы самая идея сюжета значительно усиливается. Например, что может быть безобразней смерти. Труп, кровь. Мы все видели десятки ужасных сцен убийств с экранов телевизора. А вспомните картину «Иван Грозный убивает своего сына». Страшный сюжет отцеубийства, но у Репина мы видим не только это, на картине – виртуозно написанный ковра, потрясающие цветовые отношения и мы восхищаемся этой картиной. Это и есть подлинный реализм. Не фотографическая передача реальности, то, что называется натурализмом, но выделение главного, основного. Найти суть и отмести второстепенное, показать красоту мгновения жизни. Добрую красоту. Говорят, что злое лицо может быть прекрасно. Нет. Истинная красота всегда исходит от света, добра.
В ваших картинах удивляет и восхищает удивительная точность в воспроизведения каждой мелкой детали и в тоже время создается впечатления цельности изображения.
- Я стремлюсь минимальными средствами сделать иллюзию идеальной проработки деталей. Работа в целом должна нести то чувство, которое передалось мне во время созерцания именно этого мгновения. Однажды осенью я писал в парке, усеянным опавшими желтыми листьями. Не успев закончить работу за один день, я пришел назавтра, но за день вид опавших листьев изменился. Цвет листьев померк, листья стали терять цветосилу. Это другое состояние, другие отношения, другое настроение. Для его передачи нужны другие краски. В большом реализме идет художественный отбор. Так нас учили. Учили видеть главное.
Мы проходим, осматривая галереи, музеи и часто не можем объяснить себе, чем же нас поразила и восхитила та или иная картина.
- Леонардо да Винчи назвал живопись самым трудным для восприятия видом искусства. Не музыку, не поэзию, а живопись. Это парадоксально, ведь мы можем просто увидеть изображенное на картине. Это просто, гораздо сложнее понять замысел художника, его чувства и эмоции. Это удивительно, но только во время прохождения курса копии, в студенческие года, копирования картин Серова, когда я старался понять принцип создания картины Мастером, я словно бы вошел в его мир и испытал подлинное наслаждение.
Ваша жизнь в живописи, а другие виды искусства? Любите ли Вы музыку?
- Да, мне нравится ходить на концерты классической музыки, но понимать её так, как мои знакомые профессиональные музыканты, не могу. Музыка рождает в моем сознании образы, целые картины, но я не могу наслаждаться каждым аккордом, каждым тактом. Пока сам не сыграешь, это произведение, не поймешь, не сможешь получить подлинное удовольствие. Нужно серьезно заниматься любым видом искусства, чтобы полностью его понимать.
Вы - высокий профессионал своего дела. Для Вас живопись – это ремесло, позволяющее заработать на «хлеб насущный» или потребность?
- Процесс художественного творчества должен приносить удовольствие. Работа художника это радость, боль, страдание, разочарования и надежда одновременно. Радость от ощущения удачной завершенной работы и новые мысли, идеи, чувства, ведущие к новому замыслу, новой картине.
Для меня, необходимость творчества это просто жизненная потребность. Когда я не пишу какое-то время, я чувствую внутреннюю неудовлетворенность, просто «ломку».
- Работа закончена, когда появляется внутреннее ощущение удовлетворенности, достижение нового уровня, новой вершины. Ведь каждую новую картину стараешься сделать всегда чуть-чуть лучше, совершенней всего, что ты делал раньше. Художник подобен муравью, который по былинке, по травке строит свой муравейник все выше и выше.
Достаточно ли родится художником, чтобы стать им? Что отличает настоящего мастера от ремесленника?
- Необходимы способности, склонность к художественному творчеству и целеустремленность, одержимость творчеством. Когда я говорю слово «одержимость» я не имею в виду внешние проявления, связанные со стереотипными типажами «художников» в кино и литературе. Нет, одержимость должна быть внутренней. Сосредоточиться, сконцентрироваться на процессе творчества. Преодолеть себя, отстраниться от мелочного, суетного и полностью «отдаться» работе – это и есть подлинная одержимость.
- С годами приходят опыт и знания. Приходят, конечно, не сами по себе, но благодаря труду, упорному труду. Я понял это еще в, ранней молодости и старался выстроить свой жизненный процесс так, чтобы постоянно расти в ежедневном труде. Бывают дни неудач, когда пишешь весь день и понимаешь, что все не то. Но я не опускаю руки. Дурное настроение, депрессия не означают, что я перестаю писать, это скорее стимул, для еще большей, работы. И обязательно – сомнения, тщательный поиск и исправление огрехов. Прекратив трудиться над собой, поверив в свою безупречность и гениальность, многие талантливые коллеги просто деградировали, перестали работать и расти.
- Художник должен ощущать себя одновременно и мастером и учеником. Покорившим горную вершину и находящимся у подножья новой, еще более недоступной скалы. Художник должен постоянно искать что-то новое, стремиться к росту, к совершенству.
Художники – люди с тонкой и ранимой психикой. Как правило, они готовы слушать в адрес своего творчества только комплименты.
- Для меня очень важно услышать стороннее мнение. Не только глубокие мнения коллег, признанных мастеров классического реализма, академизма, но и мнения художников других направлений, мнения критиков, искусствоведов. Особенно критические замечания. Приятно, когда тебя хвалят, но в критике гораздо больше возможности для самоанализа, поиска рационального.
Но согласитесь, для художника необходимо признание публики, а оно переменчиво, подвержено влиянию моды. Сейчас в моде - авангард.
- Признание и понимание приходят не сразу. Я избрал для себя направление классического реализма, что достаточно редко в нынешнее время. Но не вопреки кому-то, просто Я чувствую образ именно в реалистической манере, люблю отражать жизнь во всех ее проявлениях. Для меня важно создать портрет, передать форму, тон, цвет именно этой березки в этот миг, а не березки вообще во все времена.
- Сегодня в выставкомах, среди руководства Союза Художников много сторонников разного рода формалистических течений. Некоторые работают в формалистическом направлении из коньюктурных соображений, но многие искренне стремятся создавать какие-то формальные цветовые формы, абстракции, раскрыть свой внутренний мир через них. Моя же цель – выявить и запечатлеть красоту и принести ее зрителям. Это мой путь, мой выбор. Ведь мы часто не замечаем свою красоту, красоту места, в котором живем. Я верю, что добрая красота, которую я стремлюсь передать зрителю, сделает его добрей и чище.
В наше сложное время, в стремлении выжить, утвердиться, мы все чаще забываем о культурных традициях, о собственной культуре.
- Мы во многом потерялись в новые времена. Опьянение свободой. Исчезла не только цензура, исчезли морально-нравственные рамки. Ограничения, которые в том числе и поддерживали в нас стремление соблюдать наши ценности, традиции. Сейчас я вижу, что нас просто захлестнула волна американизации. Но стали ли мы от этого лучше? Недавно перечитывал Драйзера. Вся жизнь героя – деньги. От продажи мыла в детстве, до биржевых спекуляций. Это цель и смысл его жизни. У нас же - Достоевский. Духовные искания, страдания и вечный поиск идеала. Мир денег и мир духовности. Каждый выбирает сам, но сейчас свобода выбора затруднена. В Лондоне, во время моего пребывания там вышла первая книга о Гарри Потере и везде она продвигалась, как достижение культуры. Книга для маленьких детей, а я ведь уже взрослый человек и мои культурные потребности немного выше. Мне не хочется оставаться на уровне детских сказок, какими бы значимыми их мне не представляли.
«За морем житье не худо», - как писал Пушкин. У Вас не было желание покинуть Уфу и переехать в столичный город, В Европу, Америку?
- Я люблю путешествовать. Я жил и работал в Германии, Англии, Польше. Почти тринадцать лет учился в Москве. Но сердцем я всегда здесь, на Родине. Проходит месяц, другой и я начинаю тосковать, я хочу вернуться домой. Я могу ощущать, что я не нужен сейчас, но мне нужна эта земля. Мне нужна Уфа. Неказистый дворик в Уфе во мне вызывает более глубокое чувство, чем Трафальгарская площадь. Это Родина. Это мать, а красоту ее не обсуждают.
- Меня часто спрашивают, почему я здесь? Почему не уеду. Наверное, есть много людей, которые могли бы жить везде так называемые граждане мира. Но я не такой. Я понимал, когда уезжали, чтобы «кушать клубнику круглый год», но поступок этих людей не достоин подражания и уважения, это не для меня.
Работы Рашита Хабирова в музеях и частных коллекциях мира. Он неоднократный участник многих выставок. О нем писала российская и зарубежная пресса. О его творчестве спорят искусствоведы, сравнивая то с айсбергом, то с кораблем, идущим против ветров и течений. Но это внешняя суета, сам же Рашит Султанович без устали творит в своей мастерской, бесконечно стараясь превзойти достигнутое хоть на микрон. Ибо лучшая работа Мэтра, та, которая только начата.